“Волчьи” санкции.

В большинстве стран Евросоюза практически не осталось серых хищников, но это не значит, что Беларусь должна превратиться в их “инкубатор”.

В большинстве стран Евросоюза практически не осталось серых хищников, но это не значит, что Беларусь должна превратиться в их “инкубатор”.

Волк в Беларуси — не редкость. Более того, он отнесен к нежелательным видам охотничьих животных, а охота на него открыта круглый год. Зачастую на увлекательную и интересную охоту просятся даже самые профессиональные охотники из-за рубежа, среди трофеев которых есть белые медведи, тигры и прочие редчайшие экзоты, — очень уж сложно найти страну, где разрешено охотиться на серого хищника. Казалось бы, вот он — реальный и немалый доход в бюджет государства. Волков у нас много, иностранцев, желающих добыть трофей, тоже хватает, а охотничьи туры достаточно дорогостоящие. Однако за прошедший год ни одной заявки на вывоз трофея из нашей страны не поступило. Странно? Еще бы...

В конце 1994 года Беларусь присоединилась к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Конвенция СИТЕС). В перечень “поднадзорных” животных угодил и волк, а посему, чтобы экспортировать трофейного хищника (или его части), требуется специальное разрешение. В Беларуси выдачей таких разрешений ведает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Однако за последний год ни один туроператор не обратился за разрешением на вывоз за границу трофейного волка. Организаторы иностранных туров честно предупреждают гостей, что разрешение на вывоз из Беларуси добытого волка получить несложно, но ввезти его в другую европейскую страну вряд ли получится.

Дело в том, что еще в 2003 году международная научная экспертная комиссия приняла решение о запрете на ввоз в страны ЕС охотничьих трофеев волка из Беларуси. Логика западноевропейских экспертов понятна. В отличие от Беларуси в других странах волк — очень редкий вид. В связи с этим белорусская популяция серого хищника рассматривается как донорская, и путем запретительных санкций нашу страну решили превратить в этакий “волчий инкубатор”. Разумеется, белорусскую сторону подобный расклад никак не устраивает: в еврозону волки мигрировать не спешат, а нам просто необходимо сокращать их численность. И, конечно, идеальным вариантом решения проблемы является привлечение иностранных охотников: им — ценный трофей, а нам — прибыль.

В рамках Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006—2015 годы, утвержденной Указом Президента Беларуси № 580, Национальная академия наук разработала План управления популяцией волка. Коллегия Минприроды одобрила его, а вот научная группа, в которую вошли представители стран ЕС, нет. Кроме того, директорат по охране окружающей среды Европейской комиссии потребовал согласовать План управления популяцией волка с сопредельными странами.

Природоохранные ведомства России и Украины согласовали документ без проволочек. А вот члены ЕС — Латвия и Польша — высказали целый ряд замечаний. Причина все та же: опасаются, что меры, предпринимаемые в Беларуси по сокращению популяции волка, скажутся на снижении численности хищника на сопредельных территориях.

— Минприроды совместно с Национальной академией наук доработали План управления популяцией волка с учетом высказанных замечаний, а также подготовили дополнительные обоснования, — подчеркнул заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис. — В декабре прошлого года мы повторно направили документы в профильные министерства Латвии и Польши.

Увы, наши еврососеди с согласованиями не торопятся. Невольно вспоминается строчка из стихотворения Владимира Маяковского: “Я волком бы выгрыз бюрократизм!..” Ведь, похоже, все упирается именно в международный бюрократизм. Или уже и охотничьи ружья на западе заряжают “политической дробью”?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter