«Волат» идет на восток

МЗКТ отправил партию своих автомобилей в Арабские Эмираты

В подтверждение своему исполинскому бренду «Волат», Минский завод колесных тягачей, двигается великанской поступью. Невзирая на экономические трудности, в отличие от других коллег по цеху он не прекращал работу в 2009 году ни на один день. Несмотря на то что с начала года спрос на продукцию снизился на четверть, пакет заказов на нынешний год уже сформирован на 70 %. Это примерно 167 миллиардов рублей.

Созданный почти 55 лет назад на базе МАЗа (хотя самостоятельность «Волат» приобрел только в 1991 году) как производство специальной колесной техники, МЗКТ стал главной тягловой лошадкой армии. Стратегические войска и ПВО базировались практически поголовно на минских тягачах. В лихие 90-е, вместе с падением спроса на военную технику, на предприятии задумались и о нуждах гражданских отраслей. Народное хозяйство, как оказалось, тоже нуждается в минских тягачах. К примеру, нефтяники и газовики Сибири пересели на белорусскую технику, оценили ее преимущества и геологи.

Имея в ассортименте своей продукции 150 видов техники, завод чаще всего работает под нужды конкретного заказчика, выполняя мелкосерийные партии. В зависимости от сложности продукции время от проектирования образца до выпуска готовой машины занимает от шести месяцев до года.

Без современного универсального оборудования сегодня не обойтись. По словам главного инженера МЗКТ Андрея Головача, в 2007 году завод начал техническое перевооружение, получив 25 миллиардов белорусских рублей и еще 25 миллионов долларов льготного кредита под гарантии государства.

За два года израсходована половина предоставленной суммы. Чешские, итальянские универсальные, легко переналаживаемые числовые комплексы заменили устаревшие станки. Новое оборудование позволяет не только улучшить качество продукции, но и повысить производительность труда. Операции, которые на прежнем оборудовании занимали несколько часов, на новом можно выполнить за считанные минуты. Современные технологии позволили увеличить объем производства в 2007—2008 годах на 44 %, сократив энергопотребление на 18 %.

Кризис ударил по многим российским поставщикам комплектующих. Пришлось принимать срочные меры и с белорусскими предприятиями осваивать импортозамещающую продукцию. Например, новый тип шин научились изготавливать в ОАО «Белшина», а в Могилеве для нужд МЗКТ налажен выпуск стекол. НПО «Экран» из Борисова тоже получило пакет-задание освоить 20 новых позиций.

— Мы расширяем рынки сбыта, — рассказывает главный инженер. — Не так давно отправили партию своих автомобилей в Арабские Эмираты. По завершении ее испытаний будут оценены возможности заключения следующего контракта. На днях на завод с Ближнего Востока прибыла еще одна делегация, которая ведет переговоры о модернизации военной техники. В нынешнем году предприятие поставит российскому «Сургутнефтегазу» не менее 15 машин: 8 тягачей, способных перевозить сейсмотехнику для ремонта и восстановления скважин, и 7 седельных тягачей.

Поддержать оборотными средствами перспективное предприятие намерено и правительство. Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, посетив МЗКТ, распорядился выделить заводу 15 миллиардов рублей. С условием, что в течение шести-семи месяцев эти средства вернутся за счет продажи техники в Россию, страны Ближнего Востока и Азии.

— Необходимо проработать лизинговые поставки продукции на два-три года. Дано поручение: в случае гарантии оплаты лизинга в течение двух-трех лет правительство пойдет на поддержку таких предприятий, — отметил Сергей Сидорский.

Премьер-министр считает, что отечественные предприятия должны работать устойчиво и продолжать модернизацию производства. Например, указ по поддержке МЗКТ уже дает результаты. Закупленное оборудование соответствует лучшим зарубежным аналогам. Предприятие действительно вышло на производство техники качественно нового уровня. А техперевооружение завода позволило сократить за­траты до полутора раз.

— Мы должны максимально переориентировать производство и выходить на те рынки, где есть потребность в производимой нами технике, — отметил премьер-министр.

На снимке: сборочный цех Минского завода колесных тягачей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter