С идеей устраивать пятнадцатиминутные лекции в начале урока истории под названиями «С Россией вокруг света» или «Международный дневник» выступил ректор МГИМО и академик РАН Анатолий Торкунов. Реакция общественности на это предложение неоднозначна.
Идея созвучна появившемуся в августе прошлого года законопроекту депутатов КПРФ, согласно которому в российских школах с помощью уроков политинформации должна вестись пропаганда патриотизма. Сейчас урок планируют ввести в раздел внеклассного воспитания, он будет проводиться два раза в неделю.
Научить старшеклассников анализировать события в мире, безусловно, идея положительная. Однако многие родители, вспоминая молодость, опасаются: не будут ли уроки политинформации чересчур идеологизированными?
Педагоги развеивают опасения по поводу идеологической окраски, ведь ярая приверженность теории марксизма-ленинизма – в прошлом.
– У нашей страны нет официальной идеологии, – говорит заместитель директора ЦО «Самбо-70», учитель истории Любовь Орлова. – Средства массовой информации представляют различные точки зрения. В современном мире нельзя мыслить в узких рамках. Сегодня мы знакомим учеников с разными теориями, они умеют аналитически мыслить. Они подготовлены к дискуссиям. Обсуждение событий с учителем и одноклассниками, формирование своей точки зрения способствуют становлению личности.
Но так думают не все.
– Я сам помню уроки политинформации, где все было идеологически выдержано, ни шагу в сторону, – вспоминает президент Центра политических технологий, политолог Игорь Бунин. – Введение подобного урока – восстановление советской практики, шаг к возвращению тоталитарных принципов. В индоктринации политики нет никаких плюсов.
Учителей же волнует другой вопрос: если у урока истории 15 минут займет новый предмет – а это в сумме порядка 16 учебных часов в год, то где найти время на школьную программу, для которой и 45 минут урока едва хватает? По словам учителя истории новокузнецкого МБОУ Лицея № 35 Натальи Бровкиной, на уроках обществознания современным событиям и так уделяется время, а на уроках истории проводятся аналогии и выявляются причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего. Но обязательное регламентирование этого момента педагог считает нецелесообразным, так как объем программы и ограниченность часов по истории не позволяют отнимать данный объем времени, еще и по оторванной от темы урока информации.
Эту проблему отмечает и первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы России Олег Смолин: «Я за то, чтобы учитель разговаривал с детьми на современные темы. Я сам этим занимался, будучи школьным учителем. Но мне кажется, что обязывать посвящать 15 минут каждого урока современной тематике – неправильно. Учитель – человек неглупый. Он сам определится, когда и как познакомить детей с событиями. Это лучше реализовать в виде факультативных занятий, классных часов, дискуссий».
И остается самый главный вопрос: а насколько компетентны преподаватели, чтобы объяснить детям происходящее? Например, если ребенок задаст вопрос: правда ли, что в России кризис, что происходит в Украине и т. д. Ведь единой точки зрения нет не то что среди родителей и учителей, а даже среди членов Правительства.
Юлия МОРГУНОВА
Блицопрос
«СВ» спросило москвичей, как они относятся к введению уроков политинформации в школах?
– Скорее негативно. Каждый человек должен сам определять политические взгляды. Тем более если речь идет о ребенке. Я положительно отношусь к воспитанию политических взглядов внутри семьи, а не в школе.
Олег, студент
– Вероятно, жизненная ситуация требует подобного решения, а значит, так нужно, так правильно. Этот предмет – хорошая помощь в подготовке к экзамену по обществознанию. Это третий предмет по популярности среди выпускников. Школьники не очень интересуются политикой, не готовы к нововведению, но будут привыкать.
Лидия Львовна, бухгалтер
– В целом начинание хорошее, но вопрос в том, как оно будет реализовываться и кто будет писать программу. Мир такой, что дети должны разбираться в информации с самых юных лет. Но я боюсь, что информация будет подаваться крайне однобоко. Сколько я общаюсь с нынешними школьниками, они очень интересуются политикой.
Виктор, системный администратор