Вокруг «голубой» оси

В последние годы многие аналитики констатируют смещение политических приоритетов в газовый сектор. Объясняется это ростом «голубой составляющей» в мировом топливном балансе (до 30 — 40 процентов по разным оценкам)...
В последние годы многие аналитики констатируют смещение политических приоритетов в газовый сектор. Объясняется это ростом «голубой составляющей» в мировом топливном балансе (до 30 — 40 процентов по разным оценкам). Газовый конфликт между Москвой и Киевом, в который невольно были втянуты многие европейские государства, подчеркнул ту всеобщую зависимость от «голубого золота», которая сформировалась на пространстве СНГ — ЕС.

Что ни говори, а судьба европейской промышленности крепко связана с месторождениями в Западной Сибири. В 2000 году Европа потребляла 20 процентов российского газа, а в 2005–м — уже 40. Очевидно, Европейскому континенту никуда не деться от России. В Германии атомные электростанции под давлением общественного мнения «сдаются в утиль» — родина гигантских концернов является сегодня крупнейшим потребителем российского газа. Значительно зависит от продукции «Газпрома» Италия, импортировавшая в 2004 году более 20 миллиардов кубометров топлива. Полностью сориентированы на газпромовские поставки Словакия и Финляндия.

Собственная добыча газа в странах Евросоюза невелика. Ведущими импортерами после России являются не входящая в ЕС Норвегия и Алжир. Однако вполне можно считать, что Алжир снабжает только Испанию и Португалию — в другие средиземноморские страны поставки невелики. А нефтегазовые запасы Норвегии, по оценкам экспертов, истощаются.

На этом фоне глава «Газпрома» Алексей Миллер не так давно заявлял, что если Европе потребуется в два раза больше газа, то российский концерн сможет это обеспечить. Очень даже вероятно, что Европе лет через десять — двадцать, а может, и раньше действительно потребуется гораздо больше топлива, чем сейчас. И не менее вероятно, что обеспечивающий 20 процентов мировой добычи «Газпром» сможет удовлетворить растущие европейские аппетиты. Вопрос в том, каким путем это будет достигнуто. Ведь России в настоящее время никуда не деться от Украины, через территорию которой идет транзитом львиная доля экспортных поставок. Однако репутация Украины как транзитного государства вызывала критику Москвы.

Строительство Северо–Европейского газопровода по дну Балтийского моря не решит проблему транзита в полном объеме. Поскольку объем газа, прокачиваемого по подводной магистрали, не превысит 55 миллиардов кубометров в год. В этой связи любопытно, что один из главных ньюсмейкеров последней недели пресс–секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов на вопрос корреспондента радиостанции «Эхо Москвы» о том, сможет ли «Газпром» поставлять газ в Западную Европу в обход Украины, ответил так: «Сможет, но лишь в среднедолгосрочной перспективе». При этом Сергей Куприянов напомнил, что пока у России есть лишь два альтернативных варианта: поставки по газопроводу Ямал — Европа через Беларусь и Польшу и по газопроводу «Голубой поток» через Турцию.

Интересно также, что незадолго до украинско–российского конфликта в Беларусь приезжал высокопоставленный представитель «Газпрома» Богдан Будзуляк. В беседе с журналистами он, в частности, заметил, что российский концерн не исключает возможности строительства в Беларуси второй нитки газопровода Ямал — Европа. А после заключительного раунда переговоров белорусской стороны с российским концерном (переговоры завершились в конце декабря) министр энергетики Беларуси Александр Агеев сообщил прессе, что действительно проект Ямал — Европа–2 не снимается с повестки дня и должен быть реализован в интересах Беларуси и России. При этом министр отметил, что «короче пути для транспортировки российского газа в западные страны, чем через Беларусь, у «Газпрома» нет. В стране ситуация стабильная, а «Белтрансгаз» — надежный партнер, выполняющий свои обязательства, оговоренные в контрактах».

О том, какие стратегические ходы просчитываются сейчас в головном офисе «Газпрома» на улице Наметкина в Москве, нам неизвестно. Однако весьма вероятно, что главным последствием жестких трений между «Газпромом» и Украиной станет интенсивная диверсификация транспортных маршрутов. Говоря конкретнее, вторая нитка газопровода Ямал — Европа может стать перспективным российско-белорусским проектом (после воскресной встречи Александра Лукашенко с заместителем председателя правления «Газпрома» Александром Медведевым у этого проекта вполне могут появиться конкретные контуры). Что потенциально означает не только многомиллионные инвестиции в экономику, но и усиление нашего геополитического статуса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter