Голос этого доктора возвращает с того света

Вокал, наполненный здоровьем

Доктор-зажигалка, женщина с перчиком, дама-водопад… Мощный энергетический фонтан бьет в сердце врача-кардиолога 9-й клинической больницы Минска Натальи Климкович. «Могу истерить, орать и даже петь, когда надо спасать пациента», — признается доктор. Но не говорит главного: ее необычный голос возвращает с того света.

Наталья КЛИМКОВИЧ врачует в клинике...

Наталья Дементьевна стремительная, как стихия. И это понятно. Чтобы обогнать смерть на трассе жизни, надо быть, как минимум, стрелой. Такое впечатление производит врач Климкович. Стрела, которая поет.

Она определяет диагноз с помощью колыбельной и вырывает пациента из комы вокалом. Неожиданно? Да. Песня в больнице вызывает недоумение, но еще больше удивляет целительный эффект от нее.

Наталья Дементьевна на вызове. Малыш заходится в плаче. Что же мучает ребенка? Животик или ушко? Для начала доктор «скорой» извлекает из своего арсенала сильнодействующих средств уникальное успокоительное — песню «На улице дождик». 

— Колыбельная дает анальгезирующий и успокаивающий эффект, — раскрывает свою лечебную «тайну» Наталья Климкович. – Очень важно, чтобы во время ее исполнения звук «покачивался», будто волна. В ней должны быть «мамины» вибрации – их легко почувствовать интуитивно. Ребенок быстро замолкает, и я начинаю осмотр. Животик пальпирую – молчит, ушко – молчит, второе ушко – кричит! Значит, у малыша правосторонний отит, и мне ясно, в какую клинику его везти. А однажды «На улице дождик» пела маленькому пациенту с обожженными ножками. Он уснул, и я спокойно передала его в ожоговое отделение.

... и на сцене.

Считаю, что настоящий певческий голос не требует никакого музыкального сопровождения. Звуки могут быть целительными и прекрасными сами по себе. Когда звонят колокола, гибнут патогенные микробы! Так и настоящее творчество, идущее от души, исцеляет.

Творчество как лекарство Наталья Дементьевна стала применять, когда работала в «скорой помощи». Открытие произошло на одном из тяжелейших дежурств. Тогда песня спасла ее саму от нервного срыва.

«Доктор, помогите ему! Это мой единственный сын, Ванечка! Я его так поздно родила… Неужели он умер? Это неправда: он только что дышал!» — на Наталью Климкович умоляюще глядели совершенно сухие от шока глаза матери молодого человека, который только что выбросился из окна. Насмерть.

— В ту смену были еще две внезапные смерти... Я пришла домой потрясенная и уставшая и запела молитву. Сын удивился: «Мама, никогда не слышал, чтобы ты так пела. В оперу собралась?»

Слова Павла оказались в какой-то мере пророческими.

«Недели через две я пришла в Театр русского романса на концерт Ирины Фащилиной. После выступления решилась подойти к Ирине Николаевне с просьбой дать мне частные уроки. Я тогда училась в очной клинической ординатуре на кафедре скорой помощи медицины катастроф и совмещала учебу с дежурствами. Но мне хотелось развивать свой голос, который не давал покоя с детства. Мы договорились о встрече, Ирина Николаевна прослушала меня и сказала: «Вы меня поразили! Три октавы — это ваш диапазон! И это без распевания! Голос у вас поставлен от природы, вы только немного неправильно формируете и извлекаете звуки. Вам нужно научиться их вести. Давайте этим и займемся!» Затем я прочла Ирине Николаевне несколько стихотворений. И она предложила мне сделать программу для больных рассеянным склерозом: «Наверное, вам будет это интересно и как врачу».

Программу «Колокольчики-бубенчики» Наталья Дементьевна составила за три дня. Известные народные и эстрадные песни предварялись стихами. Наталья Климкович любит «сжатое и емкое» поэтическое слово.

— Потом у меня был удачный эксперимент в психоневрологическом интернате в Брестской области. Ездила туда с благотворительным концертом. Пела вживую. Мой голос широкий по диапазону, поэтому меняла модуляции и наблюдала за реакцией постояльцев учреждения. Медработники отслеживали их состояние после выступления. Старшая сестра потом рассказала: жильцы интерната спали спокойно, а днем вели себя лучше, чем обычно.

Я давно мечтаю об открытии кабинетов музыкотерапии в наших больницах. Всерьез об этом стала думать после поездки в Берлин по обмену врачебным опытом. В Европе много внимания уделяют такого рода терапии. Медикаментозное лечение лишь небольшая часть того, что требуется пациенту для выздоровления.

Бывает, находишься на дежурстве, а со всех сторон: «Мне пора давление мерить! И мне! Где медсестра?» Стоит одному пожаловаться на что-то, как другой сразу же подхватывает. Тогда я начинаю тихонечко петь, прикрыв лицо ладонью. И все затихают. Пациенты переглядываются и шепотом спрашивают друг у друга, где же это радио, из которого льется музыкальный ручей. А я убираю ладонь от лица и начинаю петь громче. Все охают, удивляются и просят спеть еще, забывая о том, что еще минуту назад ворчали, жаловались на давление.

А однажды Наталья Дементьевна своими «тремя октавами» перехитрила глубокую кому. В этом состоянии в реанимационной палате тогда находились три пациента. Доктор вошла и запела «Болеро» Кьяра. Двое больных, находившихся на аппарате искусственной вентиляции легких, пошевелили руками и ногами.

— Двигательную активность конечностей вызвал голос высокой тональности. Врача-реаниматолога это очень удивило. Или случай на «скорой». Везли пациента с передозировкой без сознания. Ввели антидот — не действует. По дороге до клиники пела ему все, что знаю, в высокой тональности. Довезли до токсикологии — к нему вернулось сознание.

К сожалению, наши отделения не приспособлены для лечения музыкой. Нужны специально оборудованные кабинеты и специалисты. В клинике Климкович сказали: «Ищи спонсоров и занимайся». А это все немалые средства.

Колыбельными и народными песнями будущего доктора лечили мама и бабушка. Великолепным голосом славилась на всю округу и прабабушка Натальи.

— Мама в Бобруйске солировала в хоре. Я тоже пела в детском хоре бобруйского Дома пионеров. Во время учебы в Витебском 

мединституте меня даже пригласили стать солисткой филармонии. Но серьезно заниматься вокалом, ходить на репетиции и выезжать на гастроли означало, что занятия в мединституте пришлось бы оставить. Я не решилась. Но петь продолжала.

Наталья Дементьевна допелась до лауреата Всероссийского конкурса исполнителей русского и цыганского романса в 2010 году. Окончила очно-заочное отделение эстрадного вокала на факультете повышения и переподготовки кадров университета культуры. Автор персонального творческого проекта «Крынiца», она c удовольствием поет для разных слушателей. Многие из них — ее бывшие пациенты.

— На сцене происходит невероятный энергетический обмен, который дает силы творить и приносит радость. Каждая планета имеет свой голос. Все движется, и все звучит. Как можно не петь? Как можно не лечить и не лечиться песней? Ведь музыка — это жизнь.

drug-olya@yandex.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter