Воин в поле: футболист, тракторист, сапер

С футболистами-ветеранами встречаться  всегда приятно
С ФУТБОЛИСТАМИ-ВЕТЕРАНАМИ встречаться  всегда приятно. Интересно порой послушать рассказы о сильной советской футбольной школе, представить себе неудержимых, выносливых форвардов и крепких, как стена, защитников. Сергей ДОМАШЕВИЧ был именно таким. Газеты 25-летней давности так писали об этом замечательном игроке: «Такой вот он неразговорчивый, скромный, симпатичный парень, красиво шагнувший в высшую лигу советского футбола из полесской глубинки». Сверкнувший на футбольном небосводе минского «Динамо» в начале 90-х, он отошел в тень и сейчас предпочитает отсиживаться у себя дома в Пинске, в кругу семьи, изредка, впрочем, заглядывая на тренировки местного клуба «Волна».


Сергей ДОМАШЕВИЧ

ВСТРЕТИЛИСЬ мы на одноименном пинском стадионе перед матчем за Суперкубок страны между борисовским БАТЭ и солигорским «Шахтером». Сергей Владимирович мучается от простуды, скрутившей его две недели назад: «Болезнь — дело проходящее, а вы заметили, какое сегодня свежее утро? Встал вместе с солнцем — в половине седьмого. Весна... Тепло, светло легко — душа радуется вместе с птицами. Кажется, сейчас взял бы мячик и вперед — как в молодости. Специально подготовился к вашему приезду: сходил в парикмахерскую, привел себя в порядок. Теперь можно снимать!»

Больной, но довольный Сергей Домашевич проводит меня, словно к себе домой, на трибуны и без всяких просьб об интервью, как будто знакомы целую вечность, вступает в разговор, который неожиданно для себя я начал с вопроса о службе в Афганистане. Владимирович, правда, как и все «афганцы», не особо любит вспоминать войну. И все же, как последнюю каплю из бутылки, удалось выжать следующее.

— Афган — дело тонкое. Воевал в районе Кандагара в инженерно-саперном подразделении десантных войск. Пару раз находился в засадах, участвовал в боевых операциях, прыгал с парашютом, минировал-разминировал. Помню первый свой бой: пуля рядом прошла, не задела, а моего замкомвзвода ранило. Парня комиссовали, а меня на его место назначили. Вот тогда-то до меня, новобранца, дошло, что не в сказку попал. Приходилось и друзей терять.


Пустыня Дашти-Морго в Афганистане. Лето 1984

— А как относились сослуживцы к вам, зная, что вы уже тогда профессионально играли в футбол?

— Кто-то, помню, выболтал, что есть в части футболист. Решили организовать матч против сборной Афганистана. Нашли мне кеды 44-го размера, хоть я носил 46-47-й. Я кое-как туда ноги засунул, отыграл 30 минут и заменился. Дальше уже офицеры без меня доигрывали. В итоге проиграли 0:1.

— Афганская командировка закончилась, и вы вернулись в Пинск. К футболу не остыли?

— Думал закончить. Перестроился на гражданскую жизнь, набрал массу 110 кило, стал, честно говоря, пить, да не воду. Тогда после армии можно было три месяца отдыхать, затем выходить на работу. В результате устроился на завод слесарем: здесь военные навыки и пригодились. А через некоторое время повстречал ребят, с которыми до Афгана играл в пинском «Машиностроителе». Отвели к тренеру, тот меня сразу же утвердил на позицию полузащитника в центре поля. Прошел медосмотр, приступил к тренировкам, и завертелось все.

— Совсем скоро вас вызвали в главную команду республики — минское «Динамо». Небывалый взлет!

— До этого еще два года оттрубил в брестском «Динамо», за которое провел 42 игры и забил 4 гола. А потом по мою душу в Брест приехал сам Эдуард Малофеев. Звал в Минск, на тот момент в одну из лучших команд высшей лиги чемпионата СССР. Получал также телеграммы из московских «Торпедо» и «Локомотива». И что вы думаете? Поехал к Малофееву. Компания у нас подобралась отличная: Зыгмантович, Вергейчик, Кашенцев, Алейников, Лукин, Тайков, Демидов, Журавель... В Минске Эдуард Васильевич взялся за меня основательно: индивидуально обучал ударам, остановке и обработке мяча, финтам, дриблингу. Он был и есть мой самый главный кумир в футболе. Мы и сейчас с ним общаемся.

— Ваш футбольный путь начался в Лунинце в далекие 70-е. Вспомните, как это было?

— В Лунинце, маленьком городке, спортивных секций особо не было. Футбол, лыжи да легкая атлетика. А я мечтал хоккеем заниматься! После Суперсерии-72 желания было столько, хоть отбавляй. Но не было в нашем городе хоккейной школы, а на футбол брали только с 10 лет. Пришлось идти на атлетику. А потом на одной из тренировок сыграли легкоатлеты с футболистами. Тренер Олешкевич Михаил Николаевич сразу же меня заметил и пригласил в команду. Когда первый раз ударил по мячу, так любовь на всю жизнь и осталась. Стал тренироваться у Олешкевича, выступал за Лунинецкую ДЮСШ, в юношеском первенстве республики «Хрустальный мяч», после чего мы с родителями переехали в Пинск. Здесь в СПТУ-28 получил специальность тракториста-машиниста. Перед армией почти год отыграл за местный «Машиностроитель». Ну а дальше вы все знаете.

— Самый запоминающийся матч в карьере?

— Дебютная игра за минское «Динамо» в 1989-м. Выступали мы в Тбилиси против местных динамовцев. В первом своем матче сразу же «заработал» желтую карточку и фингал под глазом. «Горчичник» получил по праву — за грубую игру, а «фонарь» словил случайно от защитника. Выиграли тогда — 2:1. 


Сергей ДОМАШЕВИЧ (слева) во время матча между командами «Динамо» (Брест) и «Химик» (Гродно)

— Вас не раз «косили» серьезные травмы...

— Один раз вообще думал, что без ноги останусь. Во время сборов во Франции слишком переусердствовал: наступил на мяч, и всем весом улетел в бетонный столб. В итоге — перелом большой и малой берцовой кости, при котором чуть спайки не порвал. Сделали операцию, ходить и бегать практически заново учился. Меня тогда, кстати, немецкий «Кайзерслаутерн» хотел подписать, который спустя год выиграл бундеслигу, но эта травма... На прежнем уровне так и не заиграл. Были попытки в хельсинкском «ХИКе», могилевском «Днепре», пинском «Коммунальнике», минском «Торпедо», рижской «Даугаве», гродненском «Немане», где в итоге сломал ребра и завершил игровую карьеру. Вернулся в Пинск, стал работать администратором клуба «Пинск-900». А потом все банально: артроз тазобедренного сустава, проблемы со спиной... Сейчас зовут в нашу Академию футбола инструктором по спорту. Футбол все равно занимает в жизни первое место. Смотрю Лигу чемпионов и Лигу Европы до поздней ночи, по выходным — английскую и итальянскую лиги, все так же болею за «Динамо» и за красивый футбол!

— Как вам, кстати, теперешнее минское «Динамо»?

— То, что футболисты попали в прошлом сезоне в групповое сражение Лиги Европы, — большое достижение! Не помешают и новые игроки, хоть потеряло «Динамо» больше в этом межсезонье, чем приобрело. Пришел новый специалист — чех Душан Угрин. По-моему, у него хороший контакт с командой. Записей матчей с его участием не видел, но, судя по первым впечатлениям, Угрин способен сделать что-то стоящее и заслуживающее аплодисментов.

lobatjy@sb.by

Фото Анны ВЕРЕНИЧ  и из личного архива Сергея ДОМАШЕВИЧА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter