Военный разведчик Клавдия Андреева

Фильмы и книги о бесстрашных разведчиках по-прежнему популярны у молодежи. Правда, в роли отважных агентов, как правило, выступают сильные, суровые мужчины. Сегодня мы расскажем о вовсе не киношном герое – хрупкой женщине, ветеране контрразведки Клавдии Андреевой.

Фильмы и книги о бесстрашных разведчиках по-прежнему популярны у молодежи. Правда, в роли отважных агентов, как правило, выступают сильные, суровые мужчины. Сегодня мы расскажем о вовсе не киношном герое – хрупкой женщине, ветеране контрразведки Клавдии Андреевой. Тем более что поводов представилось сразу два: день рождения Клавдии Ивановны – ей 1 ноября исполнилось 95 лет, а 19 декабря 95-летний юбилей отмечает служба военной контрразведки Беларуси.

Военный разведчик Клавдия Андреева. фото

 

Первое «оружие» – шомпол от винтовки

 

Глядя на эту невысокого роста женщину сложно поверить, что когда-то она владела информацией, связанной с безопасностью страны. С многих дел, которые вела «агент в юбке», до сих пор не снят гриф секретности.


Первым ее «оружием» стал шомпол от единственной на всю округу винтовки, который в 1935 году ей вручило руководство комсомольской ячейки. Этим железным прутом 17–летней девушке следовало отбиваться от собак, которых исподволь спускали на активистов зажиточные сельчане.


Клавдия Ивановна вспоминает, как вместе с другими ребятами-комсомольцами пыталась агитировать сельчан вступать в колхозы. Ворота большинства дворов были закрыты, а если и распахивались, то тут к гадалке не ходи – обязательно спустят псов. Дальше – больше. Вступившие в колхоз крестьяне стали растаскивать добро по домам. Мол, раз все общее – то ничье.


– Мы избирательно подходили к таким «несунам». Если крестьянка взяла голодным детям немного общественной провизии – это одно дело, тревогу никто не бил. Но если деревенский мужик волок в свои закрома мешки колхозного зерна – тут мы спуску не давали, заставляли вернуть, – признается Клавдия Ивановна.

 

Вам – задание!

 

Когда началась война, секретаря-машинистку одного из научно–исследовательских сельскохозяйственных институтов в Подмосковье, лидера местной комсомольской организации направили на фронт, в авиацию. Кроме работы в штабе приходилось Клавдии и парашюты укладывать, и пулеметные ленты снаряжать, и заправлять самолеты топливом на морозе… А вот первое серьезное задание никак не было связано с авиацией.


– Вы руководили перед войной комсомольской организацией в Калининской области? – вопрос, заданный Клавдии Андреевой в особом отделе фронта, был несколько неожиданным. – Знаете ли вы этого человека? – и офицер показал фотографию, на которой был изображен второй секретарь райкома комсомола одного из районов области.


– Да, встречались на собраниях…


– Сможете ли опознать его сейчас, если он носит… немецкую форму?


Первую свою операцию Клавдия провела блестяще. Хотя задача стояла не из легких – проникнуть на оккупированную территорию и подтвердить информацию о том, будто один из бывших комсомольских работников активно сотрудничает с фашистами. В особом отделе оценили удачливость обычной машинистки из авиаполка. С тех пор Андреевой не раз до конца войны приходилось выполнять специальные задания контрразведчиков.

 

«Ой, какие у вас розы в дворике!»

 

После войны неутомимая разведчица продолжила свою работу – шла борьба с предателями, бывшими немецкими пособниками. При этом ни вражеским агентам, ни деятелям антисоветского подполья, считавшим себя доками в вопросах конспирации, не удалось разглядеть в симпатичной девушке офицера военной контрразведки. Один из классических примеров, о которых Клавдия Ивановна любит рассказывать журналистам:


– Обычно я интересовалась невинными вещами. Например, поводом для того, чтобы прийти в гости к «разрабатываемому» агенту, были… цветы в его палисаднике. Помню, в доме на Комаровке, где втайне поселился бывший абверовец, я изображала восторженную простушку: «Ой, какие у вас розы в дворике! Не поделитесь ли семенами?» Так выяснялись план помещений, обстановка в квартире, наличие подозрительных лиц. Позже по моим следам шла уже группа задержания, редко возвращавшаяся ни с чем…

Военный разведчик Клавдия Андреева. фото

Подготовила Наталья УРЯДОВА, «ЗН», фото предоставлено пресс-службой КГБ

 

Справка «ЗН»

 

Андреева Клавдия Ивановна родилась на берегах Волги недалеко от Самары в 1918 году. Когда началась война, поступила на службу в 122–й истребительный авиаполк. В 1948-м была официально зачислена в отдел контрразведки 22–й гвардейской бомбардировочной авиадивизии. Прямо оттуда младший лейтенант Андреева поступила в распоряжение ОКР МГБ СССР по Белорусскому военному округу. На пенсию ушла в 71 (!) год. Среди наград – ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы».
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter