Военными не рождаются

Вопрос о выборе профессии перед Терентьевыми никогда не стоял. Все мужчины в их семье – защитники Родины

Вопрос о выборе профессии перед Терентьевыми никогда не стоял. Все мужчины в их семье – защитники Родины

Это их, солдат и офицеров, мы ставим в пример сыновьям, на них надеемся, когда страшно, от них ждем подвига в трудный для страны час. Потому что защита Отечества, защита семьи, защита своих детей – это всегда было, есть и будет основной задачей мужчины. Но каждый, кто носил форму, знает, что без надежного тыла достойной службы не бывает. Настоящему мужчине нужна женщина: любящая, терпеливая, верная. Та, которая умеет ждать как никто другой. И недаром об офицерских династиях принято говорить с особой гордостью. По сути, здесь служат все, даже дети. И если они выбирают армию по примеру деда и отца, это значит, что преданность и честь в семье не являются пустыми словами. Накануне 23 февраля корреспондент «НГ» отправилась в гости не в военную часть, а домой к родителям братьев Терентьевых, которые служат в Витебске в прославленной 103-й гвардейской отдельной мобильной бригаде Сил специальных операций – узнать, где же рождаются настоящие мужчины.

 Все Терентьевы в один голос говорят, что нет в них ничего необычного. А я думаю, есть. Они все умеют любить. Свою семью, своих родителей, свою профессию и свою страну. И как правильно сказала Нина Николаевна, которая всю жизнь работала учителем, своих детей они с мужем не воспитывали, — просто жили так, как считали правильным. Как приятно им сегодня слышать слова жены Дениса (тоже, кстати, дочки военного): “Я за ним как за каменной стеной”. И разве не повод для гордости, что внук Павел, вратарь молодежной сборной страны по гандболу, тоже задумывается о том, чтобы стать военным?

Офицерская жена

— Не надо нас идеализировать — мы обычная семья: дом, работа, все бегом, бегом, бегом, и парни наши самые обыкновенные, со своими достоинствами и недостатками, — такими словами встретила меня Нина Николаевна Терентьева, которая всю жизнь провожала кого-нибудь на службу и знает реальную цену каждой звездочки на погонах.

В юности она не мечтала стать офицерской женой. Свою любовь Нина встретила школьницей: Витя Терентьев из соседнего села тоже ездил на учебу в райцентр. “Он был старше, спокойный, не слишком разговорчивый, а мне всегда казалось, что мужчина должен мало говорить, быть человеком дела”, — вспоминает она.

Четыре года юная невеста писала письма курсанту Терентьеву. А когда он с отличием окончил Челябинское высшее военное автомобильное училище, уехала с ним за тысячи километров от родного Урала — в учебную дивизию ВДВ, которая дислоцировалась в Литве, в Гайжюнае. Работала учительницей, растила первенца.  

— Трудно было, родители далеко, помочь некому, Виктор сутками на службе, но я понимала, что военный человек себе не принадлежит, — говорит Нина Николаевна. — Когда родился Максим, муж, помню, прибегал на обед и все время держал его на руках — так мало они виделись. Зато каждый отпуск мы проводили все вместе. Младшему, Денису, повезло больше: можно сказать, что отец, уволившись в запас, его вырастил.

Двадцать лет Терентьевы отслужили в Литве, а в 1989-м пришлось все бросить — эта республика одной из первых вышла из состава Советского Союза, и в жизни военных наступила полная неразбериха. Семья переехала в Витебск, потому что сюда перевелись многие их сослуживцы, с которыми они сроднились и до сих пор общаются. Нина Николаевна, хоть и уважала всегда армию, не хотела видеть сыновей в форме: слишком уж много лишений. Но пример отца оказался сильнее. “Я вызываю мамин огонь на себя!” — сказал он Максиму, когда тот, на фоне перестройки и разрухи в армии, поступив в два вуза — на юриста и артиллериста, — выбрал Военную академию.

 — Наша династия ведет свое начало от дедов-фронтовиков Николая Терентьева, который участвовал в битве на Курской дуге, и разведчика Николая Паркина, — с гордостью рассказывает Максим. — Отец выбрал “крылатую пехоту”, за его плечами 170 прыжков с парашютом, и для меня стать десантником было делом чести. Так что я всегда знал, кем буду, и то, что зарплата у военных в 90-е была всего двадцать долларов, меня не остановило.

Честь фамилии

Служба закаляет мужчину, проявляет его истинные качества, делает его лучше и сильнее, убежден Виктор Николаевич, поэтому поощрял в сыновьях интерес к военному делу. Сейчас он, кстати, преподает в школе предвоенную подготовку. И горд тем, что не только сыновья, но и ученики идут по его стопам.

Общий стаж кадровой военной службы капитана запаса Виктора Терентьева и его сыновей Максима и Дениса — 65 лет, и практически все они отданы десанту, преемником которого в современной белорусской армии являются силы специальных операций.

В свои 34 года майор Терентьев занимает должность начальника отделения боевой подготовки, много времени проводит на полигонах, обучает личный состав передовому опыту. Кабинетная работа не для него, он считает, что слава армейская куется на земле.

— В нашей бригаде особый дух, она единственная в стране, которая в мирное время потеряла около тысячи бойцов, — подчеркивает он. — Витебские десантники первыми входили в Афганистан 25 декабря 1979 года. Они же замыкали колонну при выводе советских войск. Проходя по Аллее славы и глядя на портреты восьми Героев Советского Союза, четверо из которых не вернулись с той войны, понимаю, чему надо учить молодежь. Солдат должен знать, как защитить родину и как умереть за нее, если придется. И своим друзьям на гражданке, которые считают военных дармоедами, напоминаю: народ, который не хочет кормить свою армию, рано или поздно будет кормить чужую.

Денис Терентьев младше брата почти на десять лет, романтики военного городка и игр на стрельбище не застал, но, сколько себя помнит, хотел быть военным.

— Скорее всего, это у нас в крови. Другие варианты я даже не рассматривал, — говорит он. — Думал об МЧС, но в итоге поступил на тот же факультет, где учился Максим. Учиться было тяжело — из-за сокращения армии артиллеристов набирали всего 12 человек. Не легче было и на службе: в течение трех лет был самым молодым офицером в дивизии. Сейчас я начальник связи гаубичного артиллерийского дивизиона — командир взвода управления, о выборе своем нисколько не жалею.

Очень хочется верить, что армейская династия в этой семье и сотнях  других военных фамилиях продолжится. На таких людях веками держалась армия, и дай бог, держаться будет.

С праздником, наши дорогие защитники!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter