Военная инспекция может проверить все

11 июня — 15 лет Главной военной инспекции Вооруженных сил Республики Беларусь. Ее создание неразрывно связано с образованием Министерства обороны суверенного государства, становлением и строительством белорусской армии

Генерал-майор  Геннадий  Шавров    о  результатах  и  перспективах  работы  ведомственного  контроля   Вооруженных  сил  Беларуси

11 июня — 15 лет Главной военной инспекции Вооруженных сил Республики Беларусь. Ее создание неразрывно связано с образованием Министерства обороны суверенного государства, становлением и строительством белорусской армии. С начальником Главной военной инспекции Вооруженных сил генерал-майором Геннадием Шавровым беседует корреспондент «Р». 

— В течение прошедших лет по-разному называлась инспекционная структура, неоднократно уточнялись ее функции и задачи. В чем же состоит главное предназначение этого органа военного управления? 

— В 1992 году создана Инспекция по контролю за сохранностью и использованием материально-технической базы, ввозом (вывозом) вооружения, военной техники и имущества за пределы Республики Беларусь. Необходимость ее при Министерстве обороны была вызвана негативными процессами, происходившими на территории Беларуси после распада Вооруженных сил бывшего СССР, а также важностью решения возникших проблем в ходе строительства собственной армии. С этой целью инспекция проверяла законность использования материально-технической базы, вооружения и техники, военного имущества воинских частей и учреждений, дислоцирующихся в республике. 

Через два года Совет Министров Республики Беларусь создал Военную инспекцию при Министерстве обороны. К задачам, которые выполняла инспекция ранее, добавились и другие. Прежде всего проверка боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки соединений и частей, состояния вооружения и военной техники, служб тыла и т.д. В апреле 1995 года Военная инспекция включается в штат Министерства обороны и переименовывается в Главную военную инспекцию Министерства обороны. В декабре 2001 года — в Главную военную инспекцию Вооруженных сил. В нее были включены новые, ранее самостоятельные структурные подразделения — контрольно-ревизионное управление и отдел охраны труда. 

В настоящее время Главная военная инспекция полномочна проверить практически все стороны жизни и деятельности Вооруженных сил. Проверки позволяют определить готовность органов управления, соединений и воинских частей выполнить задачи по предназначению, состояние вооружения и военной техники, возможности технического и тылового обеспечения, а также порядок использования объектов армейской инфраструктуры. По поручению министра обороны Республики Беларусь инспектируется выполнение государственных программ в области обороны. 

— Задачи более чем серьезные и ответственные. Стало быть, и их исполнение должно быть соответствующее. Кому же доверена эта роль? 

— В составе Главной военной инспекции — штаб, инспекционное и контрольно-ревизионное управления, управление охраны труда. Эти подразделения укомплектованы офицерами и гражданским персоналом —  специалистами оперативной (боевой) подготовки, служб вооружения, тыла, финансовой службы, гостехнадзора, юристами и другими. Один из офицеров — кандидат экономических наук, другой готовит кандидатскую  диссертацию по одной из актуальных тем военного строительства. Ведь нашим специалистам приходится инспектировать и ревизовать органы военного управления, не только согласовывать действия с должностными лицами, но и принимать ответственные решения по оценке состояния дел в соединениях и воинских частях, вскрывать причины недостатков. Эти решения ложатся в доклады министру обороны и не только… Вот красноречивый факт. За прошедшие годы 19 офицеров инспекции назначены на высшие должности в другие органы военного управления, более 35 выросли по должностям в структуре главной военной инспекции. Семь офицеров награждены Почетной грамотой министра обороны. 

— Геннадий Петрович, как оценивают специфический труд инспекции в частях? 

— Анализируя причины нарушений, наши офицеры, как правило, справедливы и доброжелательны к проверяемым, независимо от их служебного положения. Вы правы: иногда наш специфический труд неоднозначно оценивается в войсках. Это вполне понятно. Бывает, по результатам проверок (ревизий) издаются приказы министра обороны, его заместителей и принимаются меры воздействия к должностным лицам за серьезные упущения. От качества и объективности проверок (ревизий) зависит не только выполнение задач подготовки соединений и частей, но и служебная карьера отдельных военнослужащих. Поэтому каждый наш вывод, каждое предложение о принятии мер многократно уточняются и обдумываются. Но спрос к должностным лицам за упущения в служебной деятельности и за причинение вреда государству по их вине предъявляется самый строгий. 

— Удалось ли снизить количество нарушений в финансово-хозяйственной деятельности? Можно ли привести конкретные цифры? 

— Не могу сказать однозначно, что удалось полностью искоренить нарушения. Но положительная тенденция наметилась. Профилактические мероприятия позволили в 2006 году снизить на 25 % общий объем причиненного государству вреда. В 2,4 раза сократились нарушения в использовании материальных средств. Опыт показывает, что после комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, проведенных контрольно-ревизионным управлением, повторных нарушений выявляется значительно меньше. В ходе ревизий виновными лицами возмещается до 80 % вреда, причиненного государству. Конечно, есть и проблемы. Главная — нецелевое и неэффективное использование денежных средств в отдельных воинских частях и организациях Минобороны. Вот почему сейчас вырабатывается механизм предотвращения нарушений в ходе планирования бюджетных средств и обоснования запрашиваемых сумм, а также при финансировании каждого мероприятия. 

— Что сделано в текущем году, насыщенном различными мероприятиями в подготовке Вооруженных сил? 

— Проведены инспектирования и проверки управления ракетных войск и артиллерии Генерального штаба, управления Северо-Западного оперативно-тактического командования, 15-й зенитной ракетной бригады, 51, 111 и 171-й артиллерийских бригад, инспекторские проверки состояния боевой и мобилизационной готовности 127-й бригады связи (территориальной), состояния вооружения и военной техники 2783-й базы хранения и утилизации бронетанкового вооружения, организации  призыва, приема и размещения молодого пополнения в воинских частях Минского гарнизона. Проверено техническое состояние более 50 объектов гостехнадзора. Кроме того, мы участвовали в проверках обращений военнослужащих, лиц гражданского персонала к министру, в органы государственного управления. 

В соответствии с планом проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в Вооруженных силах Республики Беларусь в первом полугодии 2007 года проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления радиационной, химической, биологической защиты и экологии, навигационно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных сил, управления ракетно-артиллерийского вооружения, бронетанкового и автомобильного управлений Министерства обороны и подчиненных им воинских частей и организаций, командования Сухопутных войск Вооруженных сил и подчиненных им воинских частей, управления административно-хозяйственного обеспечения (центральных органов военного управления). На основании постановлений правоохранительных органов и по решению министра обороны Беларуси было 8 внеплановых проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности. Результаты ревизий показали: лучше организована и осуществляется финансово-хозяйственная деятельность в управлении радиационной, химической и биологической защиты и экологии Генерального штаба Вооруженных сил и подчиненных ему воинских частях. 

В соответствии  с законодательством Республики Беларусь и исходя из объема и периодичности плановых проверок (ревизий) в Вооруженных силах совершенствуется система контрольно-ревизионных органов. В целом она обеспечивает проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности только штатными ревизорами. Это позволило сократить до минимума количество проверок, не оказывающих существенного влияния на состояние финансово-хозяйственной деятельности воинских частей. Кроме того, проведено более 50 проверок состояния охраны труда. По их результатам выданы предписания по устранению более 700 нарушений законодательства о труде. 

— Спасибо, товарищ генерал-майор, за эксклюзивное интервью. В канун юбилейной даты возглавляемой вами Главной военной инспекции желаем всему ее личному составу успехов в очень ответственной службе на благо нашей Беларуси. 

-------------------------

Визитная карточка

Генерал-майор Шавров Геннадий Петрович родился в 1952 году в Климовичском районе. В 1975 году окончил Белгосуниверситет. В 1988 году — с отличием и золотой медалью — Военную артиллерийскую академию имени М.И.Калинина. Более 15 лет служил в частях ракетных войск и артиллерии Белорусского военного округа и Западной группы войск. С 1993 года по 2001 год проходил службу на различных должностях в управлении ракетных войск и артиллерии Главного штаба Вооруженных сил Республики Беларусь. В дальнейшем руководил 4-м управлением главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил Республики Беларусь. С 2002 года по 2005 год — начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил — начальник управления ракетных войск и артиллерии Генерального штаба Вооруженных сил Республики Беларусь. В августе 2005 года назначен начальником главной военной инспекции Вооруженных сил Республики Беларусь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter