В поисках утраченного. Березинская система каналов – гидротехнический проект XVIII – XIX столетий

«Водяной путь»

Король польский Сигизмунд III, императоры российские Петр I и Павел I, кто напрямую, а кто опосредованно, однако были причастны к созданию Березинской водной системы — искусственного водного пути. Властители высокого полета, они и намерения имели соответствующего масштаба. А именно: соединить между собой не только такие значительные реки, как Днепр, Западная Двина, Неман, но даже моря — Балтийское с Каспийским и Черным. И помочь им в том должны были совсем небольшие речки и искусственные каналы. 

Река Улла при впадении ее в Западную Двину (нач. ХХ в.).

Идея Березинского канала вынашивалась долго. Еще в конце правления короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III Ваза, а это первая половина XVII века, родилась задумка соединения бассейнов рек Днепра и Немана через канал, который соединял бы Березину, впадающую в Днепр, с Вилией — притоком Немана. В 1631 году Варшавский сейм утвердил соответствующий проект и назначил комиссаров для осмотра местности и составления сметы расходов. Но… Предприятие не осуществилось. Позже, в 1701 году, появился новый вариант — соединение Березины не с Вилией, а с Западной Двиной. Правда, и тогда далее листа бумаги «прожект» не продвинулся.

Березинская водная система у города Лепеля (нач. ХХ в.).

После разделов Речи Посполитой к делу подключилось российское имперское правительство. Как излагает предысторию Михаил Без-Корнилович в своей книге «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии» (1855 год), еще император Петр I, «учреждая водяной путь между морями: Балтийским и Каспийским, имел мысль учредить такой же путь между морями Балтийским и Черным посредством соединения рек Западной Двины с Днепром, для чего все лежащие между этими реками места, по его повелению, были осмотрены; но результаты сделанных осмотров до нас не дошли. Такую мысль Петра I исполнил император Павел I». И указом от 25 февраля 1797 года действительному тайному советнику Сиверсу, как «главному директору и распорядителю работ», предписывалось «устроить водяное сообщение» между реками Днепром и Западной Двиной. На производство гидротехнических сооружений и рытье каналов выделялось 329.387 рублей. Государственному казначею, тайному советнику Васильеву, поручалось из этой суммы в распоряжение Сиверса ежегодно отпускать по 80.000 рублей, начав с 1797 года, и продолжать финансирование в последующих 1798 и 1799 годах. 

Лепель. Шлюзовый мост (нач. ХХ в.).

Устроенный Сиверсом «водяной путь» между Днепром и Западной Двиной назвали «системою Березинского канала». Вот описание сооружения из того времени: «Часть этой системы из Минской губернии входит в Витебскую, где состоит из речки Ессы, озера Проши, Лепельского канала, озера Лепельского и речки Уллы, впадающей в реку Двину. Берега вошедших в систему речек посредством земляных работ расширены и выпрямлены, сколько позволяла местность; извилистые же места, неудобные для судоходства по р. Улле, устранены вырытым прямым каналом. Для скопления же воды и ее напуска во время мелководья на р. Ессе сделан полушлюз и две водоудержательные плотины; на двух Лепельских каналах — по одному шлюзу; на р. Улле — две плотины и на Чашницком канале — два шлюза (между мест. Чашниками и селом Коптевичами р. Уллу соединили прорытым через ее бухту каналом, чем водный путь по Улле против прежнего сокращен на 6 верст. Канал проведен в 1805 г., его ширина в верху 10, по дну 7 сажень). Таким образом с реки Днепра, рекою Березиною, системою Березинского канала и Двиною в Ригу из губерний: Черниговской и Минской идут плоты со строевым лесом, брусьями, кокорами и клепками для бочек и барки с маслом, водкою, сырыми кожами, салом, льном, льняным семем, поташем, соленым мясом и зерновым хлебом разного рода. …Отправка из Риги товаров на малых лайбах к городам, лежащим при Двине, производится во все лето; в малую воду (когда на Двине показываются пороги) отправка товаров водою прекращается…».

Бобруйск. Пароход «Щара» на реке Березине (нач. ХХ в.).

Строительство в 1797 — 1805 годах Березинской водной системы, соединившей главнейшие водные транспортные артерии того времени — Днепр и Западную Двину, способствовало развитию небольших городов и местечек северных и северо-восточных территорий Беларуси. Например, в Лепеле располагалась администрация Березинской водной системы, здесь же были сооружены важнейшие для всего «водяного пути» шлюзы и каналы. В издании 1905 года «Верхнее Поднепровье и Белоруссия», под редакцией В.П.Семенова, состав Березинской системы каналов указывался следующим образом: «Березина — озеро Пелик — Сургучевский канал — река Сергуч — соединительный канал — озера Манец, Плавье, Берешта — река Берешта — Веребкинский канал, река Есса — озеро Проша — 1-й Лепельский канал — Лепельское озеро — 2-й Лепельский канал — река Верхняя Улла — Чашницкий канал — река Улла; всего от города Борисова на реке Березине до местечка Уллы на Двине считается 231 верста». Этому периоду соответствуют представленные сегодня в нашей рубрике почтовые открытки и фотографии начала ХХ века.

Лепель. Шлюз Березинской водной системы (нач. ХХ в.).

А теперь описание исторической Березинской водной системы в современных топографических названиях. Итак: по реке Березине от местечка Броды, Сергучскому каналу (3 шлюза; 8,7 км), реке Сергуч (Бузянка), озерам Манец и Плавно (соединены каналом длиной 4 км), Березинскому каналу (4 шлюза; 7,6 км), озеру Береща, реке Береща, Веребскому каналу (2 шлюза; 2,6 км), реке Эсса, 1-му Лепельскому каналу (2 шлюза; 8 км), Лепельскому озеру, 2-му Лепельскому каналу (1 шлюз; 0,2 км), реке Улле, Чашникскому каналу (2 шлюза; 1,2 км), вновь по реке Улле, реке Западная Двина. Всего 14 шлюзов, 6 каналов и несколько плотин. Все шлюзы были деревянные, укрепленные каменными валунами.

Вид на Днепр возле Речицы (нач. ХХ в.).

С 1805 года по Березинскому водному пути, кроме сплава леса из Могилевской и Минской губерний к Рижскому порту, ходили суда, груженные хлебом, солью, крупой и прочим товаром. Значительный урон всем сооружениям системы нанесли события войны 1812 года, когда судоходство здесь практически прекратилось. К тому же обмелели реки и особенно озера Манец и Плавно. В 1843 году предпринимались попытки восстановить былое: в Борисове построили подъемный мост, углубили каналы, подправили шлюзы, но этого оказалось недостаточно, чтобы в полной мере реанимировать старинный «водяной путь». Да и особая надобность в нем практически отпала, поскольку от моря до моря пролегли пути железные. Но еще до 1941 года по части Березинской системы сплавляли лес. Во время Великой Отечественной войны шлюзы были взорваны, каналы пришли в полный упадок. И все-таки хочется надеяться, что последняя страница в биографии старинного «водяного пути» пока не перевернута… 

Борисов. Река Березина (нач. ХХ в.).
«Искусственные водные системы — Березинская, Огинская и Днепровско-Бугская… дают возможность сбывать лесные материалы в порты Балтийского моря, а вниз по рекам Березине, Припяти и Днепру отправляются громадные транспорты леса в Херсон, Кременчуг, Киев, Екатеринослав и Одессу. … В Ригу и за границу (в Мемель и Данциг) вывозится исключительно обделанный лесной материал, в виде брусьев с острыми или тупыми краями, а также клепка и весьма редко так называемый мачтовый лес». 

(«Верхнее Поднепровье и Белоруссия», 1905 год.)

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter