Письмо читателя: инвалид первой группы из агрогородка Олехновичи просит подключить его дом к водопроводу

Водно-бюрократический дисбаланс

«Я совсем болен. Нахожусь в лежачем положении. С каждым днем мне становится все хуже и хуже. Нуждаюсь в постоянном уходе. Помогает выживать старший брат. Ему тяжело со мной справляться. В доме, где я живу, нет воды. Во дворе стоит колодец, но вода из него для питья не пригодна. Если погода засушливая, то и та мутная жидкость, что на дне, пересыхает. Мой брат готовит еду, стирает одежду, убирает в доме. И ему так непросто ходить за водой за сотни метров. Помогите нам, пожалуйста».

Юрий Косицкий, попав под поезд в двадцатилетнем возрасте, смог выжить, но остался на всю жизнь инвалидом.
Владимир ШЛАПАК

Такое письмо написал нам Юрий Косицкий. Чтобы узнать о проблеме подробнее, корреспондент «НГ» отправилась по указанному в письме адресу

Небольшой дом, обложенный кирпичом, в нескольких метрах от железнодорожного полотна почти не виден за густыми ветвями деревьев и кустарников. Во внутреннем дворике — порядок. Ухоженные грядки, небольшой фруктовый сад. На пороге встречает старший брат Юрия Косицкого Виктор. «Пожалуйста, проходите», — приглашает он.

Увидев корреспондентов, автор письма разволновался. Брат, положив ему руки на плечи, просит успокоиться. Затем, включив Юрию сериал, предлагает, чтобы его не нервировать, выйти на улицу.

Родители Юрия и Виктора десятки лет проработали на железной дороге. В свое время им предоставили для проживания небольшой дом. От его порога сыновья шли в первый класс, а когда выросли, отправлялись на первое рабочее место. К слову, профессию выбирали по примеру родителей-железнодорожников.

О страшной трагедии, которая случилась с Юрой, его брат сегодня вспоминает с болью в горле. Отработав смену на железной дороге, вечером двадцатилетний парень встретился с друзьями. Когда возвращался домой, попал под проходящий в это время железнодорожный состав. Как получилось, что молодой человек, детство которого прошло рядом с железной дорогой, не смог вовремя сориентироваться и попал под поезд? Врачи долго боролись за его жизнь. Юра выжил, но навсегда остался инвалидом.

— Первое время, когда ему установили протез, ходил на работу в местную типографию, — рассказывает Виктор. — Но позже полученные травмы дали о себе знать. С каждым днем состояние Юры становилось хуже и хуже. Теперь он потерял речь и слух. Если что-то хочет сказать, пишет от руки на листе бумаги.

Ухаживать за братом все сложнее. Виктор каждый день едет в Олехновичи после работы, чтобы накормить Юрия, постирать его одежду, убрать в доме. За водой ходит к соседям. Все переделает — и домой, ведь завтра опять на работу. Да и Витин маленький сынишка требует к себе внимания.

Юрий проживает в этом доме по договору найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда. В нем четко прописано: «Жилое помещение соответствует санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям». Однако получается, что соблюдение санитарных норм — тяжкий груз на плечах одного человека, ухаживающего за тяжело больным нанимателем жилого помещения.

— За коммунальные услуги платим вовремя, — говорит Виктор. — Тогда почему не соблюдаются пункты, прописанные в договоре? Где оно, то самое «обеспечение наймодателем своевременного предоставления жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества»?

Братья обращались к руководству УП «Минское отделение Белорусской железной дороги», просили оказать содействие в решении вопроса с водоснабжением и у городского коммунального унитарного предприятия «Молодечноводоканал». Безрезультатно.

Обращение Юрия Косицкого мы также направили в УП «Минское отделение Белорусской железной дороги». И вот какой ответ получили: «Дом, в котором проживает Юрий Косицкий, в установленном порядке передан в собственность Молодечненского района, в хозяйственное ведение УП «Коммунальник». Акт приема-передачи основных средств подписан 29 мая 2020 года. По вопросам эксплуатации и ремонта жилого дома необходимо обращаться туда».

Мы позвонили в УП «Коммунальник», затем в ЖРЭУ Молодечненского района. Ответы звучали однотипно: «Вопрос водоснабжения данного дома не входит в нашу компетенцию. Колодец во дворе дома, где проживает Юрий Косицкий, находится на балансе Белорусской железной дороги. Мы рады решить проблему, но у нас нет для этого ни техники, ни специалистов».

Необходимое оборудование для решения вопроса с водоснабжением есть в КУП «Молодечноводоканал». Но кто должен определить основания, по которым унитарное предприятие примет решение о подключении дома к водопроводу? Ходатайствовать об этом могла бы Белорусская железная дорога. Ведь дом, в котором проживает Косицкий, находится менее чем в ста метрах от железнодорожного полотна. Это не соответствует санитарным нормам. Было бы логично и вовсе предоставить иное жилье своему бывшему сотруднику, пострадавшему в аварии на железной дороге. А пока помощь в уходе за тяжело больным человеком предлагает лишь местная социальная служба. Вместе с Виктором ухаживать за Юрием вскоре будет и сиделка. Выходит, социальный работник способна избавить тяжелобольного от жажды, а больше ни у кого такой возможности нет?

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter