Водка: выльем и снова нальем?

C 1 марта в Беларуси в третий раз с начала года на 2,5 процента повышается акциз на водку.
C 1 марта в Беларуси в третий раз с начала года на 2,5 процента повышается акциз на водку. Постановление правительства на сей счет подписано еще в январе, и пока, как сообщили в концерне "Белгоспищепром", его никто не отменял. Значит, сорокаградусная будет снова дорожать? Во всяком случае, письмо пищевого концерна с обоснованием роста цены на ликеро-водочные изделия на 5 процентов отправлено в Минэкономики несколько дней назад.

Прошлогодняя политика ежемесячного увеличения ставок акциза и стоимости водки повторяется с поразительной точностью. Между тем она подвергается сомнению, и не только у нас. В России в минувшем году акциз повышался в январе на 40 и в марте еще на 20 процентов. И это буквально обрушило легальное производство, оно на две трети было вытеснено теневиками. Потому как цена подпольных горячительных напитков стала вдвое ниже официальной. В ситуацию вмешались депутаты Госдумы, и было решено вместо регулярного повышения акциза разделить его между производителями и оптовиками. Винно-водочные компании возликовали. И радость их понятна. За последние 10 лет количество ликеро-водочных заводов, частных в своем большинстве, выросло в 4,5 раза, их суммарная мощность - 420 миллионов декалитров в год. Россия же потребляет вдвое меньше. И частники пошли на демпинг за счет выпуска "левой" водки. Введение налогового контроля, приборов учета при розливе не дали ровным счетом ничего. Нелегальную водку пьют, и ежегодно она уносит 52 тысячи жизней, потому как никто не контролирует ее качество. Теперь, как полагают специалисты, выпускать подпольную водку в России станет наполовину менее выгодно.

Перепроизводство водки коснулось и Беларуси. Как считает, например, генеральный директор ПО "Минсккрахмалпром" Николай Белко, в том числе из-за снижения выгодности "челночного" экспорта, де-факто существовавшего многие годы. Только отечественные "водочники", в отличие от российских, - государственные, они куда более законопослушны и подконтрольны. Потому в сложившейся ситуации о разгуле "левой" водки говорить не приходится. Просто снижается ее производство: с 13,3 миллиона декалитров в 1999 году до 10,8 миллиона в прошлом, и те не все проданы. Порядка 600 тысяч декалитров остались на складах предприятий и торговли. И хотя недавние праздники подтолкнули продажу водки и запасов в торговле стало поменьше, заводы продолжили сброс производства, удержав его лишь на уровне 89,5 процента от января 2000 года.

Тем не менее акциз, судя по всему, будет дорожать уже в третий раз, а через неделю должна увеличиться в цене и водка. Ее производство, несмотря на подорожание на 3,5 процента 9 февраля, убыточно на 2 - 26 процентов. Второй показатель характерен для предприятий, не имеющих собственных спиртзаводов. Потому как одновременно с акцизом подрос в цене и спирт-сырец - на 13 процентов. Сдерживать цену на водку в такой ситуации неразумно, да и невозможно.

Чехарда с акцизами началась в феврале минувшего года, когда их резко увеличили, привязали к евро и "приправили" новым порядком налогообложения. От полученного тогда шока "водочники" не могут отойти до сих пор. Большая часть заводов работала убыточно весь год, как, например, Гродненский ликеро-водочный. Вот уже полмесяца он работает по 3 дня в неделю.

Политика пополнения бюджета за счет "пьяных" денег дает очевидный сбой: водка и выпускается, и продается плохо. Торговля задерживает платежи, и причитающиеся государству суммы не вовремя и не полностью попадают в бюджет. Представители отрасли предлагают акциз отныне и до конца года заморозить, а цену на водку повышать сообразно инфляционной обстановке. А еще лучше, как у россиян, - поделить акциз между торговлей и производителями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter