Водитель, нажми на тормоза

Над проблемой, как пересадить белорусов с авто, работают архитекторы, дорожники, коммунальщики и энтузиасты-велосипедисты
ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Уже сегодня быстрый и удобный общественный транспорт составляет конкуренцию поездкам по городу на машинах. В Минске автобусы, троллейбусы и трамваи ходят строго по расписанию. На виртуальных табло минута в минуту показывают время прибытия.

На сайте «Минсктранса» можно не только посмотреть расписание, но и проложить маршрут общественного транспорта из точки А в точку Б. Появились мобильные приложения, чтобы отследить нужные маршруты.

Минское метро упрощает жизнь пассажиров. Если в кармане нет денег, проезд можно оплатить СМС-билетом – отправить сообщение на короткий номер 2255 и сканировать билет прямо с экрана мобильника на спецтурникете.

В стране решили идти европейским путем, где создают условия, откровенно враждебные для водителей. В Швеции, например, за стоянку автомобиля в центре города владелец за год может отдать 15 тысяч долларов. Водители в Лондоне и Стокгольме вынуждены платить за въезд в центры столиц.


Транспорт с электроприводом – отличная альтернатива для тех, кому тяжело крутить педали. Цены на них упали. Если раньше гироскутер стоил, как подержанное авто, то теперь – от 12 тысяч российских рублей.

«ДОБРЫЙ ВЕЛОСИПЕД»

В городе есть целые трассы для роликов и велосипедов. Каждый год появляется примерно 50 километров адаптированной дороги со специальной разметкой, понижениями и светофорами. Проектируются новые дорожки, становится больше пунктов проката. Их услугами воспользовались летом 37,7 тысячи человек.

– Велосипед для перемещения по городу используют меньше процента минчан. На работу ездят и вовсе единицы, тогда как в Голландии и Швеции – каждый третий,  – говорит Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейверов на транспорте. – Впрочем, статистика обнадеживает. За последние пять лет велосипедистов в стране стало втрое больше. Сейчас мы имеем 250 километров велосипедных дорожек по городу Минску. Но для полноценной системы необходимо 600.

Минский государственный туристско– экологический центр детей и молодежи запустил проект «Эковелик». Это сеть точек велоотдыха в столице и пригороде. Еще одно достижение: удалось снизить аварийность на велодорожках: происходит около тридцати мелких происшествий. Погибает на дороге всего один человек в год.

В столице можно взять напрокат двухколесный транспорт совершенно бесплатно. Сделать это позволяет проект «Добры ровар». Нужно зарегистрироваться через интернет-сервис, получить специальный код – и можно забирать велосипед из указанного места, а вернуть в течение двенадцати часов на любую из парковок.

– Чтобы сделать велодвижение популярным, организовали городской велопарад. Собрали девять тысяч участников, – говорит Павел Горбунов, глава Минского велосипедного сообщества. – Еще проводим международный фестиваль «Хутор Шабли», конкурс «Веломисс-2016». Рассчитываем в первую очередь на школьников и студентов. Надо смолоду закладывать потребность в здоровом и активном образе жизни.

Четыре колеса на два не променяю

Вадим ДЕВЯТОВСКИЙ, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, председатель Белорусской федерации легкой атлетики, метатель молота, призер Олимпийских игр:

– Совсем от машины отказаться не могу. Привык. Ничего без нее не успею! В день нужно заехать в десятки мест. С утра планирую автомобильные поездки в Парламент, Федерацию легкой атлетики. Положение депутата обязывает: постоянные встречи, переговоры, заседания. Округ, где живут мои избиратели, – город Новополоцк. Дорога туда занимает три часа, на автобусе и того больше.

Знаю, что наши водители активно участвуют в акции «День без автомобиля». И с каждым годом к ней подключается все больше людей. Отличная идея! Один день машина может и отдохнуть на стоянке. Я тоже воспользуюсь метро, автобусом или пройдусь пешком. Вот только и планы на этот день у меня будут в рамках возможностей ограниченной мобильности.

Катайся на здоровье!

Уже пять лет хирург-онколог Минского онкологического диспансера добирается на работу на велосипеде.


Ростислав Киселев бросил машину и другим советует

– Минск из конца в конец – всего двадцать километров. Поэтому велосипед может и должен быть основным видом транспорта большую часть года, а общественный – служить  дополнением, – говорит хирург, а по совместительству известный минский активист велосипедного и экологического движения Ростислав Киселев.

Ростиславу Киселеву 50 лет, человек солидный и уважаемый. Под окном его дома стоит внедорожник. Пылится.

– Велосипедов у меня три, – говорит любитель небыстрой езды. – Сейчас гоняю на складном фирмы «Дахон». Храню его под рабочим столом. Велик не дешевый, но он давно окупился.

Ежедневно в день проезжает десять километров. Маршрут «с работы домой» любит удлинять: так можно насладиться красотой минских парков.

– Здоровья явно прибавилось, а его ни за какие деньги не купишь! – говорит Р. Киселев. –  Благодаря увлечению круг общения сложился из приятных людей. С ними вдоль и поперек исколесил Беларусь, Питер, Москву, Польшу и страны Балтии. В ближайших планах – рвануть в Смоленск.

Эльвира ГОРОШКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter