Вода с “привкусом” бесхозяйственности

Беларусь обладает значительными запасами подземных вод, однако это не значит, что их можно беспечно транжирить. Несмотря на то, что большую часть площади земного шара занимает вода, проблема водообеспечения человечества становится все актуальнее. И ученые разных стран ищут пути ее решения. Беларусь, к счастью, пока этой проблемы не ощущает. В ее недрах залегают богатые водные пласты, на 95 процентов питающие через артезианские скважины водопроводы городов и сел, а также наполняющие деревенские колодцы. Между тем в нашей стране заблаговременно позаботились о рациональном потреблении питьевой воды, приняв специальный Закон “О питьевом водоснабжении” и установив государственный контроль и надзор за ее использованием. Кроме того, реализуется государственная программа “Чистая вода”.
Казалось бы, дело за малым: неукоснительно соблюдать закрепленные законодательными актами нормы и правила водопользования. Однако, как зачастую бывает, “что имеем — не храним”: разбазариваем ресурсы питьевой воды, надеясь на их бездонность. Наряду с такой расточительностью подвергаются опасности загрязнения подземные водные источники.
Прокомментировать поднятую проблему мы попросили главного государственного горнотехнического инспектора по контролю за добычей питьевой воды Могилевского областного управления Проматомнадзора Антонину ЩИТНИКОВУ:
— Проблема не ограничивается лишь рациональным расходованием добываемой для питья воды, хотя это основная составляющая. Промышленные и транспортные предприятия, пользующиеся артезианской водой и имеющие на балансе собственные скважины, подчас пускают ее и на технические нужды. Строить отдельные водоводы — дополнительные затраты. А на скважинах нередко даже нет приборов учета. Вот и поступает артезианская вода на автомойки, в гальванические цеха и прочие производства, хотя там вполне можно обойтись речной или озерной.
Такие нарушители Закона “О питьевом водоснабжении”, конечно же, не задумываются над тем, что питьевая вода отнесена к ценным полезным ископаемым и так использовать ее — все равно, что топить кочегарку коксом, вместо того, чтобы с его помощью выплавлять в доменных печах отличные марки стали. Ведь в свое время, когда была открыта нефть, все стали восхищаться: мол, появилось высококалорийное топливо. В ответ на это гениальный Дмитрий Менделеев заметил, что печи топить можно и ассигнациями.
То же происходит и с артезианской водой. Даже при плохом учете ее использования плата за водопотребление — существенная составляющая бюджета. Тем более что Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, подавляющее большинство населения которой пьет подземную воду. Например, даже в Украине водоснабжение давно осуществляется из открытых пресных водоемов.
Традиционно качество воды из подземных источников определялось по двум основным показателям — биологическому и химическому составам. Но после чернобыльской катастрофы (что особенно актуально для Могилевской и Гомельской областей) появился третий — радиологический. Это значит, что проверяется уровень загрязнения подземных водных пластов радионуклидами.
Отмечу сразу, что особой тревоги по поводу третьего показателя пока нет. Вызывает опасение лишь пренебрежительное отношение в связи с ним к водопользованию, эксплуатации и консервации артезианских скважин. Водонесущие пласты в наших недрах огромны. Их толщина составляет от 150 до 500 метров, а на отдельных участках доходит до километра. Казалось бы, такие огромные водные богатства — великое благо. Так оно и есть. Но тот факт, что залегают они на очень небольшой глубине от земной поверхности, делает водные артерии плохо защищенными от нерадивого хозяйствования. И тут подчас наблюдается удручающая картина.
Как известно, на Могилевщине пять районов находятся в зоне жесткого радиологического контроля. Площадь же рассеивания радионуклидов значительно большая. 4750 артезианскими скважинами пользуются 528 предприятий и организаций, причем хозяйствуют они далеко не всегда надлежащим образом.
Первейшее и элементарное требование: прекратил эксплуатацию скважины — сделай так, чтобы она не стала каналом загрязнения всего водонесущего пласта. Однако только в минувшем году “отыскалось” 30 брошенных без проведения каких-либо работ по консервации и тампонажу скважин. Причем многие на землях, загрязненных радионуклидами. В Чериковском районе, например, при реформировании аграрного сектора пошли по пути укрупнения сельхозкооперативов. Некоторые слабенькие хозяйства влились в более сильные. Естественно, на баланс нового хозяина зачислены и все основные фонды присоединившихся. Все, кроме артезианских скважин. С них сняли оборудование, и они остались бесхозными в чистом поле и абсолютно незащищенными от ветров, которые будут приносить в них пыль вместе с радионуклидами. То же самое будут делать талые воды и дожди. И все это окажется той ложкой дегтя, которая способна испортить бочку меда.
Зачастую игнорируется еще одна законодательная норма — устройство вокруг артезианских скважин первого 30-метрового пояса санитарной охраны с соответствующим ограждением. Почему-то это считается чуть ли не прихотью контролеров, как и соблюдение режима хозяйствования во втором и третьем поясах зон санитарной охраны. Хотя даже неспециалисту понятно, какую опасность может повлечь за собой незащищенность водоисточника. Мало ли что кому взбредет в голову?! Те же подростки ради забавы могут насыпать туда чего угодно.
Впрочем, порой не задумываются о последствиях и взрослые. Например, Хотимский жилкомхоз эксплуатирует артезианскую скважину, пробуренную на... кладбище. И никого такое соседство питьевой воды, идущей в горпоселковый водопровод, не беспокоит. Нечто подобное можно увидеть на железнодорожной станции в деревне Веремейки Чериковского района. Здесь в первом поясе водозабора размещено частное домовладение со всеми хозяйственными постройками и туалетом. Во втором — сельское кладбище. Вдобавок ко всему на скважине неисправно оборудование: подземная камера заполнена водой, разгерметизировано межтрубное пространство, опорная плита скважины сдвинута. В общем, открыт прямой путь к загрязнению водоносного горизонта.
Наверное, не следовало бы так подробно перечислять беды этой деревенской системы водоснабжения. Но они типичны. И усугубляются тем, что качество и биосостав воды практически остаются вне контроля. Раньше все можно было списать на деревенскую безалаберность. Теперь же, когда страна реализует государственную программу возрождения села, когда строятся агрогородки с условиями проживания в них, близкими к городским, настало время наводить порядок и в водоснабжении. Неразумно ослаблять и степень защищенности подземных вод. Горького опыта такой опрометчивости у других предостаточно. Но умные люди всегда учатся на чужих ошибках, а не на своих.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter