Вода с «отстоем» безопаснее нитратов?

Еще осенью прошлого года «Белорусская нива» писала о несанкционированном колодце по улице Макаренко в поселке Костюковка Гомельского района. Его вроде должны были засыпать в связи с ненадобностью, но... Напомним: еще в 2002 году здесь провели централизованное водоснабжение, которое числится на балансе КУП «Гомельводоканал». На улицах поселка установлены колонки. Колодцы в этих местах ликвидировала санэпидемстанция, так как вода в них «не соответствует требованиям СанПиНа».

Почему жители Костюковки, что на Гомельщине, не хотят пить из колонки?

Еще осенью прошлого года «Белорусская нива» писала о несанкционированном колодце по улице Макаренко в поселке Костюковка Гомельского района. Его вроде должны были засыпать в связи с ненадобностью, но... Напомним: еще в 2002 году здесь провели централизованное водоснабжение, которое числится на балансе КУП «Гомельводоканал». На улицах поселка установлены колонки. Колодцы в этих местах ликвидировала санэпидемстанция, так как вода в них «не соответствует требованиям СанПиНа».

Однако когда к колодцу по улице Макаренко завезли песок, чтобы засыпать, народ встал на защиту водного объекта. Не дадим, дескать, и все тут! Будем сами чистить!

— Мой отец копал и ремонтировал колодцы, и я эту работу знаю, — заверял тогда местный житель Юрий Ефимов.

Встав на защиту, собрались мужики, смастерили «домик» для колодца, начали, было, чистить, а тут зима пришла...

Также незаметно пролетело полгода. «БН» решила вернуться к теме — водная проблема ведь летом особенно актуальна.

...На узенькой улице, утопающей в зелени вишневых деревьев, не сразу заприметила тот самый колодец, который осенью выступал из-под земли грязным бетонным кольцом и казался неухоженным, заброшенным. Теперь он аккуратно вписывается синей крышей в фон яркой зелени. Наивно полагая, что колодец действующий, я открыла крышку и заглянула внутрь. Первое, что бросилось в глаза — паутина...

Осенью, когда местные власти пошли навстречу людям и не стали засыпать колодец, костюковские умельцы начали его чистить. Но потом, с течением времени, и вовсе про колодец... забыли.

— Да я готов из своего кармана деньги дать — пусть только чистят! — говорит председатель поселкового исполкома Юрий Белоножко. Он, как никто другой, понимает, что средств в бюджете на это не найдется. — Только, видно, так нужен колодец этот, если за столько времени дело до толку не довели.

Колодцы в Костюковке, вообще, — головная боль для городской санэпидемстанции.

— Буквально во всех колодцах поселка вода непригодна для питья, — констатирует заведующая коммунальным отделением Гомельской городской санэпидемстанции Людмила Загорцева. — В ней наблюдается большое превышение нитратов, которые оказывают пагубное действие на организм человека, особенно на детский. Откуда они в воде? Вблизи находятся огороды, которые ежегодно засеваются и удобряются. Там, где проведено централизованное водоснабжение, все колодцы мы закрыли, но люди продолжают пользоваться этой водой, и мы ничего не можем поделать!

Оставшиеся 10 колодцев в поселке — на улицах, до которых еще не дошла цивилизация в виде водопроводов, — периодически чистятся, но и к воде из этих «источников» у работников санэпидслужбы бывают претензии. А потому они... двумя руками против колодцев вообще.

Что же касается «ржавой» воды в колонках, на которую обращают внимание соответствующих служб жители поселка, то Людмила Загорцева поясняет:

— Вода по централизованному водопроводу в жилые многоэтажные дома и колонки Костюковки поступает из артезианской скважины и соответствует всем санитарным требованиям. Единственное превышение нормы — по железу. Известно, что железо, при соединении с кислородом, окисляется, и в воде образуется окись железа в виде желтоватого осадка, который не нравится местным жителям. Но в отличие от вредных нитратов окись железа имеет свойство отстаиваться, и вода после этого вполне пригодна к употреблению.

Но и это ведь не решение проблемы. То, что вода в Костюковке очень плохая, общеизвестно, и уже который год ведется разговор о строительстве станции обезжелезивания. Однако все упирается в финансовые  средства. Точнее, их никак не могут изыскать...

— По программе «Чистая вода» строительство так необходимой поселку станции обезжелезивания запланировано провести до 2013 года, — поясняет Юрий Белоножко. — Главное, что проблема сдвинулась с мертвой точки: ОАО «Гомельстекло» изготовило уже проектно-сметную документацию и передало ее в УКС Гомельского горисполкома. Так что, думаю, в недалеком будущем этот вопрос будет решен.

Только вот не получается убедить жителей, что пить воду из колонки можно, а из закрытых санэпидемстанцией колодцев — нельзя. Если осевший осадок окиси железа можно увидеть на стенках чайника, то нитраты в прозрачной колодезной воде никак не просматриваются.

— В колонке воду не беру, она техническая, — твердо стоит на своем пенсионерка Мария Джасова, рядом с домом которой находится «запрещенный» колодец. — Я хожу к соседнему колодцу и очень надеюсь, что мужчины соберутся и наконец-то дочистят наш. Он очень глубокий... И здесь когда-то была такая хорошая водица!

Хотя, думается, если жители домов по улице Макаренко в Костюковке и дочистят колодец, водой из него можно будет разве что грядки поливать. Запрещением специалистов пренебрегать не стоит — опасно для здоровья! С другой стороны, никто пока не может сказать, когда же все-таки вода в Костюковке перестанет быть и с «отстоем», и с нитратами...

Наталья ВАКУЛИЧ, «БН»

НА СНИМКЕ: местная жительница Мария ДЖАСОВА: «Колодец есть, а воды нет...»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter