Почему жители Смолевичей вынуждены пить коричневую воду

Вода коричневого цвета

Одна из читательниц написала в «СГ»: «Так начинается мое утро». И прислала фото стакана с «апельсиновым» соком. Скажете, что особенного? Ничего, если бы сок не был обычной водой из крана в жилой пятиэтажке. По словам жительницы Смолевичей, в такой воде время от времени вынуждены мыться жители всего города и даже на ней готовить? Журналист «СГ» выехала на место, чтобы разобраться, существует проблема или она надумана.



Ржавая вода в квартире Татьяны Рубашной причиняет неудобства и в будни, и выходные. Если в гости едут четверо внуков, пенсионерка идет в магазин за питьевой: «Раньше с мужем набирали в канистры возле железнодорожной станции. Колонку закрыли, и я отстаиваю воду из-под крана на балконе». Поднимаемся в квартиру — сегодня жильцам везет: чистая пошла.

Молодая женщина Ирина из соседнего подъезда затаривается на даче, в машине — сплошь пустые бутыли: «Вода из крана на работе и дома часто идет грязная, а в магазине разве накупишься? Пять литров — около двух рублей, хватает на борщ, компот и заварить пару раз чай».

Заведующая одним из магазинов Елена Рогова неместная, о проблеме ржавой воды в городе не слышала, говорит, ажиотажа с бутилированной нет: «Покупают ее для маленьких детей либо те, кто принципиально не пьет воду из-под крана. Или когда едут на природу». Другие работники торговой точки здешние, признались: ржавая вода в кранах не редкость, но покупать в бутылках — роскошь. Смотрим по базе продажи: в марте купили 36 бутылей по 5 и 6 литров, в мае — 57, в июне — 82 и 62 — в августе. В частном магазине за неделю продают 10 бутылей, продавцы говорят, перебои с водой подогревают спрос.

Татьяна Красинская из дома № 14 по улице Жодинской на балконе держит 20-литровые канистры с водой из деревенского колодца. С двумя малышами такой запас беды не чинит — полуторагодовалого Гошу и трехлетнюю Анечку часто приходится купать в тазиках. «Как-то провела эксперимент: спускала ржавую, надеясь, что пойдет чистая. И… набрала целую ванную», — мама регулярно очищает сантехнику от рыжего налета и каждый раз крепко думает над тем, стоит ли покупать белую одежду. От такой воды страдает стиральная машина, забиваются смесители.

Еще одна жительница райцентра Лилия Чернявская зовет к себе на чай. Воду кипятит, пропустив через фильтр-кувшин — его подарили дети: «Моей соседке дочка купила трехступенчатую установку для очистки. Сколько же мусора в ней собирается к моменту, когда установку обслуживают!»

На улице остановила случайных прохожих, они приехали в Смолевичи из России к родне всего на пять дней. И даже за этот короткий срок успели столкнуться с такой проблемой. Софье Михалевич с улицы Первомайской сын не раз чистил смесители: «Если перекрывают воду — жди из крана ржавчину. Или если в городе и ближайших деревнях пожар». За лето, по данным Смолевичского РОЧС, в районе горели 11 домов и хозяйственных построек.


Многие жители райцентра в беседе упоминали колонку в микрорайоне Орджоникидзе — ищу ее. В разгар рабочего дня здесь очередь. «Вы нам счет выставить хотите? — двое мужчин носят в грузовик 20-литровые бутыли. — Вода вкусная, берем в комнату отдыха для своих работников». За ними выстроились еще три машины. Любопытная бабушка вышла из одной: «Даже батюшка в церковь берет здесь воду для освящения». Да, вода из колонки вкусная. Да и к тому же бесплатная — ведь по счетчику кубометр — 80 копеек, а ее себестоимость на 15 процентов выше. Разницу дотируют из бюджета.

Нареканий на качество воды от жителей Смолевичей всегда было много — жаловались и коммунальщикам, и местным властям. Например, в прошлом году в ЖКХ поступило около тысячи заявок — подключиться к водопроводу, устранить порывы, здесь же и жалобы на грязную воду. Поэтому идея — вывести водоснабжение и водоотведение в приоритет в коммунальной системе — витала давно. Свои водоканалы есть в крупных городах — Жодино, Борисове, Барановичах. 1 августа этого года появилась самостоятельная структура — Смолевичский водоканал. 200 работников скоро переедут в новое здание.

Что изменится, спросит читатель? Если по-простому, каждая копейка, которую потребители платят за воду в жировках, будет расходоваться не на прохудившуюся кровлю, уборку аварийных деревьев, благоустройство кладбищ или вывоз ТБО, а исключительно на водопроводные сети. Уже выделено 28 тысяч рублей на проектные работы по капитальному ремонту 18 отдельно стоящих скважин и 10 канализационных насосных станций. Полным ходом проектируются автоматизация и диспетчеризация, будут созданы контрольные узлы, чтобы оперативно следить за порывами, расходом электроэнергии. Создадут бригаду, которая будет оказывать платные услуги, — это востребовано давно. Перемены грядут, но жильцам пока легче не стало.

Исполняющая обязанности директора Смолевичского водоканала Ирина Чиканкова не отрицает, что иногда из кранов идет ржавая вода, но утверждает, что постоянного загрязнения нет: «В Смолевичах и районе остро стояла проблема повышенного железа до начала 2017 года. Тогда заработал водозабор «Липки» и станция обезжелезивания. Они охватывают около 70 процентов Смолевичей, остальная часть города пьет из отдельно стоящих скважин. Все гигиенические показатели воды в норме. Она не хуже питьевой из магазина».

В колонке вода чище, чем в кранах
Ирина Чиканкова показывает мне свежие протоколы испытаний. С жалобой звонили жильцы дома № 6 по улице Новаторской и дома № 1 по улице Победы. Сотрудники лаборатории контроля качества водоканала выезжали по этим адресам за пробами. Знакомлюсь с результатами: железо, хлориды, марганец и нитраты в норме, привкус и запах при разных температурах идеальный, мутность нулевая. Почему же тогда время от времени из трубы идет «апельсиновый» сок?

Заместитель председателя Смолевичского райисполкома Николай Парамонов живет в райцентре, пьет воду из-под крана, как и остальные горожане: «Всему виной — вторичное загрязнение. Чистая вода идет по чугунным, стальным, порой неоцинкованным трубам, многие из них требуют замены. Когда ведутся профилактические работы или случаются аварии, из-за гидравлических ударов содержание железа в сетях поднимается. Это бывает не каждый день. Поэтому постепенно переходим на полиэтиленовые трубы. Каждый год меняем около пяти километров сетей, в новых домах прокладываем исключительно полиэтиленовые трубы. Но длина водопровода в районе — 238 километров, сами понимаете, немало».

В водоканале говорили еще и о «тупиковых» точках, где вода циркулирует не так активно, как хотелось бы. Еще одна причина — большой разбор. В частном секторе в редком дворе нет бассейна, у многих бани. Жаркое лето — и владельцы приусадебных участков спасают урожай поливом. А вот счетчики на воду стоят, говорят в водоканале, далеко не везде. Раз нет учета, о каком бережливом использовании ресурса может идти речь?

СО ржавой водой в Смолевичах проблема есть. Одни жильцы говорили об этом вслух, другие просили не указывать имена. Но создан водоканал, и теперь суммы, уплаченные за пользование водой, не будут растворяться в общих коммунальных расходах — это ясная и положительная перспектива. Сказать, что от жалоб пользователей отмахиваются, нельзя. Только этим летом трижды промывали под давлением сети на Советской улице. Замена сетей, ремонт скважин и канализационных насосных станций — это работа не одного дня. Остается надеяться, город-спутник Минска настроен всерьез стать комфортнее для жизни.

В ТЕМУ

В Беларуси к 2025 году всех потребителей планируют обеспечить качественной питьевой водой. Для этого необходимо построить в 1,2 тысячи населенных пунктах станции обезжелезивания, проложить около 4,5 тысячи километров водопроводных и около 6 тысяч километров канализационных сетей. Предстоит также реконструировать более 30 очистных сооружений. Министерство ЖКХ для этих целей предлагает сформировать инвестиционный фонд.

ostapchuk@sb.by

Фото автора и Натальи ЧАСОВИТИНОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter