Во всем ли винить почерк?

Обозреватель «НГ» выясняла, почему участники централизованного тестирования десять дней ждали результатов и у кого из них есть шансы учиться за бюджетный счет. Результаты четырех испытаний нынешнего года – по русскому и белорусскому языкам, географии и истории Беларуси – стали доступны ровно неделю назад, в минувшую пятницу. – Понедельника ждали с опасением, потому что родители – самые активные участники абитуриентской кампании, – признался директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. – На сотрудников РИКЗ обрушивается шквал звонков от родственников абитуриентов, которые убеждены, что их ребенку баллы выставлены неправильно. Мы объясняемся с каждым, у кого есть вопросы, хотя при существующей технологии обработки бланков ошибки невозможны!

Обозреватель «НГ» выясняла, почему участники централизованного тестирования десять дней ждали результатов и у кого из них есть шансы учиться за бюджетный счет.

Результаты четырех испытаний нынешнего года – по русскому и белорусскому языкам, географии и истории Беларуси – стали доступны ровно неделю назад, в минувшую пятницу. – Понедельника ждали с опасением, потому что родители – самые активные участники абитуриентской кампании, – признался директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. – На сотрудников РИКЗ обрушивается шквал звонков от родственников абитуриентов, которые убеждены, что их ребенку баллы выставлены неправильно. Мы объясняемся с каждым, у кого есть вопросы, хотя при существующей технологии обработки бланков ошибки невозможны!

Мы застали директора РИКЗ за разбором одной из жалоб: абитуриент из Витебской области, в аттестате которого по математике выставлена гордая восьмерка, на тестировании получил девять баллов по стобалльной шкале. Оказалось, баллы выставлены правильно: юноша выполнил всего 5 заданий из 18 в части А, за часть В вообще не взялся. Поскольку решенные задачки были самыми легкими, “ценность” каждой невелика.
— Почему бы вам не выложить электронные копии бланков ответов в Интернет, — ищу компромисс между желаниями родителей и возможностями организаторов.
— Но 5 июля резервный день, и бланки стобалльников будут прекрасной подсказкой для тех, кому еще предстоит сдавать, — возражает Николай Феськов. — Мы подсчитали также, что усилия по защите такого объема информации не будут стоить результата. А защищать придется: в Сети хватает хулиганов, которые будут рады возможности скандально заявить о себе.
Кстати, сборники заданий централизованного тестирования 2010 года появятся в магазинах еще до завершения приема документов в вузы. Тем, у кого к этому времени не исчезнут сомнения в справедливости выставленной сыну или дочери отметки, Николай Феськов предлагает купить книгу и перерешать тот или иной вариант.

Экскаватор не ускорит

Можно ли ускорить процесс обработки бланков при помощи суперкомпьютерных технологий?
— Использовать “СКИФ” для проверки тестов, как нам неоднократно предлагали специалисты, все равно что сажать пару кустиков смородины при помощи роторного экскаватора. То есть будет шумно и дорого, но на время проверки тестов суперсовременное устройство не повлияет. Мы располагаем современной техникой и программными продуктами. Но без верификаторов, проверяющих, верно ли машина прочитала почерк абитуриента, не обойтись.
— Заполненные бланки ответов после прибытия в РИКЗ сканируются, — объясняет технологию работы начальник учебно-методического управления института Александр Якобчук. — Затем мы разделяем область регистрации и область ответов электронной версии бланков и начинаем процедуру верификации.
Область регистрации, в которую абитуриент заносит свои паспортные данные, проверяется дважды. Сначала над ней работает оператор, затем проводится программная сверка. Сформированная еще в мае, во время регистрации, база данных абитуриентов совмещается с базой данных участников централизованного тестирования. Если абитуриент от волнения сделал ошибку в серии паспорта или верификатор не увидел неверно распознанную сканером букву, программа найдет несоответствия. По мнению Александра Якобчука, двойной контроль поможет избежать ошибок при заполнении сертификатов. Хотя и до нынешнего года их было немного: даже с учетом того, что вчерашние школьники теряют и портят сертификаты, меняют фамилии и паспорта, сотрудникам РИКЗ приходилось повторно выдавать не более 200—300 сертификатов в год. Это на полмиллиона человеко-тестов!
— Область ответов по очереди просматривают два оператора, — продолжает Александр Якобчук. — Затем начинается программный этап проверки: программа указывает на ошибки в отмене меток, появлении меток в неположенных местах и тому подобных недочетах. Все эти случаи тщательно изучаются. Четвертая по счету проверка также проводится при помощи программы. После того как подготовлены ключи, то есть правильные варианты ответов, мы закладываем их в нашу систему и находим в тестах ответы, максимально похожие на эталонные. Штатные сотрудники проверяют каждый такой случай, чтобы убедиться, чья это погрешность — абитуриента или сканера? Если, например, в тесте по белорусскому языку правильный ответ “упершыню”, а техника прочла это слово как “упершыпю”, и оба верификатора по роковой случайности не заметили ошибки распознавания символа, последняя проверка все равно восстановит справедливость. Обработка тестов идет так долго, потому что мы не даем себе права на ошибку.

Еще немного о ручной работе

Распечатка заполненных сертификатов — функция скоростных принтеров, а вот нанесение печатей — дело рук человеческих.
Проштамповать полмиллиона бланков строгой отчетности, которыми являются сертификаты — тяжелый и ответственный труд. Один сотрудник института переворачивает листы, второй ставит печати строго в предназначенное для этого место. Сертификаты отсортированы в алфавитном порядке по пунктам тестирования. На каждом из них информация о предмете, пункте тестирования, номере бланка ответов. При желании приемная комиссия вуза может перепроверить результат каждого абитуриента, введя номер бланка ответов в форму на сайте РИКЗ.
— Мы отдадим в пункты проведения испытаний сертификаты по всем предметам сразу, — говорит Николай Феськов. — Чтобы абитуриенты не ездили за документами два-три раза.
Средние баллы участников централизованных испытаний, как и в прошлые годы, невысоки: по математике 21,76 балла, по белорусскому языку 31,37, по русскому 31,27 балла.
— Это не значит, что абитуриенты нынешнего года “плохо сдали” или что в вуз попадут “троечники”, — предупреждает вопросы собеседник. — Баллы не школьная отметка и не процент верно выполненных заданий. Это рейтинговое место конкретного молодого человека в общем потоке абитуриентов. А в вузы, как и в прошлые годы, поступят самые успешные абитуриенты.
Аналитики из РИКЗ уже вычислили средний балл 15 процентов лучших абитуриентов, которые могут стать первокурсниками дневных отделений бюджетной формы обучения вузов: по математике он равен 55,8 балла, по белорусскому языку 66,92, по русскому языку — 69,04 балла (см. таблицу). Если у вас около 30 баллов по математике и 43 по государственному языку, вы тоже можете рассчитывать на высшее образование — на заочной или вечерней форме или на условиях оплаты. По статистике, 60 процентов из почти 170 тысяч абитуриентов в сентябре получат студенческие билеты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter