«Во вкусе старосветском»

На улице Кирилла и Мефодия
На улице Кирилла и Мефодия

...Монахи в темных рясах выходят из костела Святого Иосифа через белые ворота, украшенные точеными вазами. Торжественной процессией обходят обитель, а затем исчезают

в кельях. Такую картину можно было наблюдать у стен бернардинского монастыря в Верхнем городе Минска еще полтора века назад. Вскоре в эти здания по бывшей Великой Бернардинской улице (теперь Кирилла и Мефодия 6, 8) должны прийти реставраторы. «Когда в монастыре наведут порядок, будем думать о его дальнейшей судьбе», — говорит о будущем памятника старины Михаил Жих, главный инженер КУП «Мiнская спадчына».

Куда ведут лабиринты

«Весь кляштор гонтом крыт, на крышу выведено 14 печных труб, склепов 41. Коридоры со сводами оштукатуренные и побеленные, полы кирпичные», —описывают обитель инвентари позапрошлого столетия.

Главный вход — со стороны Свислочи: широкая «дворцовая» лестница, освещенная двумя лучами «прожекторов» — круглых барочных окон над парадной дверью. По темным лабиринтам монастыря с фонарем меня проводит Георгий Чех, начальник отдела эксплуатации «Мiнскай спадчыны». В кельи заглядываем сквозь низкие дверные проемы, сами квадратные покои со сводчатыми потолками и стенами толщиной в метр кажутся роскошными. Три этажа бесконечных галерей, в которых легко заблудиться. «В комнатах полы деревянные, окна застекленные», — говорит свидетельство 1817 года. С тех пор как будто ничего не изменилось.

С XVIII века один из покоев монастыря занимала богатая библиотека. В 1817 году ее «наново укомплектовали», но после пожара 1835 года от книг остались одни лишь воспоминания. Или что–то уцелело и, может быть, припрятано в подземельях? Под жилым корпусом — переплетение подвалов, расходящихся в разные стороны. Минчане уже много веков ждут ответа, куда же они уводят...

«Визиты» из прошлого

Комплексные научные изыскания в монастыре начались еще в 2005 году. Историк Ростислав Боровой обнаружил в Национальном историческом архиве Беларуси так называемые визиты — точные описания убранства и внешнего вида бернардинских зданий в конце XVIII — XIX веке.

— Все начиналось в 1624 году с небольшой каплицы, жилого деревянного дома и 10 тысяч злотых «фундуша», или взноса в фонд монастыря от шляхтича Кенсовского, — рассказывает Ростислав Витальевич. — Российский дипломат Толстой, проезжавший через Минск в 1697 году, запомнил бернардинский «кляштор» и каменный костел «небогатого строения». Однако после людей «прихожанами» здесь были войны и пожары. Поэтому костел Святого Иосифа часто перестраивали.

К концу XVIII века храм украсили девятью резными алтарями. На хорах поставили небольшой органчик. Пол от алтаря до самых дверей выложили темным камнем, а в каплицах — кирпичом.

— «Во вкусе старосветском», говорят о внешнем убранстве храма документы. В «визите» 1797 года упоминаются две маленькие башенки с тремя колоколами. В 1800 году фасад украшал железный балкончик, рядом с костелом стояла колокольня. В 1804 году он уже «без башен», покрытый маленьким куполом с железным крестом, — сопоставляет детали Ростислав Витальевич.

В 1862 году на бернардинцев обрушился страшный пожар: «Подверглись ломке и порче утварь и украшения». 7 тысяч рублей ушло на ремонт. Но в 1864 году монастырь закрыли «из–за причастности к восстанию 1863 года». Первыми, кто занял кельи после иноков, стали заточенные здесь мятежники. Потом — пожарная команда, следом за ними пришли военные и оставались здесь до наших дней.

Костел же после 1864 года долгое время пустовал. Только

в 1872 году его приспособили под архив. В 1926 году здание в стиле барокко официально признали памятником архитектуры. Но архивы — научно–технической документации и литературы и искусства — по сей день остаются в маленьких комнатках разбитого на несколько этажей помещения.

Вычурный барочный щит украсил фасад храма в 1984 году. Архитекторы взяли за образец фронтон униатской церкви в Борунах.

— Так поступают, когда нельзя точно знать, как выглядела та или иная деталь здания в древности. Это называется методом аналогии, — объясняет историк Боровой.

Забытые жернова

— Теперь нужно определить, какие монастырские строения реставрировать, а какие восстанавливать заново, — говорит Игорь Чернявский, заместитель начальника управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры. — Когда будет готов эскизный проект, а затем и архитектурный, — все варианты рассмотрит республиканская научно–методическая рада.

Михаил Жих считает, что здание по Кирилла и Мефодия, 6, основной корпус монастыря, сохранится целиком. Вероятно, однако, совсем другая судьба ожидает дом № 8. Кирпичная кладка первого этажа — достаточно тронуть ее — превращается в песок.

— Дом долгое время стоял без присмотра, — объясняет Михаил Иосифович. — Много лет его не топили, не было гидроизоляции. Несущие способности сохранились на 20 процентов. Дом до сих пор держится за счет своих мощных стен. Так что какие–то части здания придется разобрать и отстроить заново.

Между улицами Герцена и Кирилла и Мефодия тем временем начались раскопки. «Под землей могут скрываться остатки древних построек», — предполагает руководитель исследований, научный сотрудник Института истории НАН Юрий Колосовский. Но кроме огромных валунов, оставшихся от старых фундаментов, битого кирпича, осколков горшков и костей животных, копатели пока не обнаружили под землей ничего. Единственная стоящая находка — старинные разломанные жернова. Они пролежали многие десятилетия во дворе дома № 8, «забытые» бернардинцами в XIX веке. Впишется ли этот фрагмент прошлого в будущее древнего памятника? Очевидно, и к таким «мелочам» реставраторы должны отнестись очень бережно.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter