Во сне и наяву

Вчера я видел сон, в котором я сидел и писал статью о сновидениях.
Вчера я видел сон, в котором я сидел и писал статью о сновидениях. Вот уж не думал, что этот сон исполнится так быстро... Итак, я беседую с аспирантом Национальной академии наук Сергеем МАКСИМОВЫМ - молодым ученым-антропологом, долгое время занимавшимся изучением природы сновидений.

- Как известно, человек третью часть жизни проводит во сне. Сновидения, с одной стороны, считаются чем-то посторонним и случайным в нашей жизни, а с другой - существует множество книг, в которых доказывается связь сновидений с судьбой человека и даже утверждается, что сновидения могут приоткрыть нам завесу будущего. На ваш взгляд, какова все-таки предсказательная сила снов?

- Ну, в строгом смысле сны ничего не предсказывают. Они построены из обломков прошлого и ни из чего больше. Традиционное толкование снов через некую универсальную символику - это, на мой взгляд, чистый волюнтаризм, вроде цыганского гадания по руке. Один и тот же набор символов уже сотни лет кочует по всяким там "сонникам" и вряд ли менялся со времен Аристотеля. Эти символы не имеют отношения к конкретному человеку. Однако даже в этих "сонниках" подмечено важное свойство языка сновидений: сновидение меняет плюс на минус, проще говоря, показывает все наоборот. Ну, вы знаете, если девушке снятся похороны, кладбище, кресты, могилы - значит, она скоро выйдет замуж. И наоборот: увидеть во сне свадьбу считалось плохим знаком. Сон показывает не будущее, а реализацию тайного желания, которое как бы закамуфлировано внутренней цензурой, и вот этот-то шифр надо уметь прочитать.

- Но если сновидение, как вы говорите, показывает реализацию желания, то как объяснить то, что у человека бывают неприятные сны, кошмары и т.д.? Ведь не могу же я желать кошмар?

- Я сказал: тайного, то есть неочевидного, желания. Здесь важно понять, какое именно желание реализовалось. Приведу пример. У одной женщины была хорошая подруга, и они были друг с другом не разлей вода. И вот с какого-то времени женщине стал постоянно сниться сон, в котором единственный ребенок подруги лежит в гробу мертвый. Этот сон можно понять буквально как желание смерти ребенка подруги, ну, например, для того, чтобы подруга уделяла больше времени ей, а не своему ребенку. Но когда аналитик разбирает это сновидение вместе с женщиной, выясняется, что однажды давно, когда умер некий ее знакомый, она у гроба познакомилась с одним молодым человеком, который, скажем, вызвал у нее сильное чувство. В итоге получается, что сновидение женщины реализовало не желание смерти, а желание еще раз оказаться в подобной ситуации и увидеть этого молодого человека. Такое вот смещение акцентов - типичный пример цензуры сновидения.

- И все же - цензуры?

- Да. Наряду с цензурой в сознательном восприятии есть еще и цензура бессознательная. Цензура в сновидениях действует так. Например, в какой-то стране, допустим, оскорбление царствующего монарха по закону наказывается отсечением головы - и если вам снится, что вам отрубают голову, это просто может значить, что где-то в подсознании, скажем так, вы не найдете теплых чувств к монарху. Но инстинкт самосохранения заставляет вас скрывать от окружающих свои взгляды. И сон - результат цензуры ваших слов и поступков... Кстати, к проявлениям искажающего действия цензуры относится еще и обратное течение времени во сне. Уверен, что вы с этим встречались. Когда, например, вдруг звонит телефон и будит вас, а вам приснился сон, в сюжете которого этого звонка ждали уже давно. Кстати говоря, на основе такого рода фактов ученые выдвинули гипотезу о том, что сновидение на самом-то деле возникает в момент пробуждения - и выстраивает себя назад, в прошлое. Может быть, поэтому людям и кажется, что сны могут как-то предсказывать будущее. Впрочем, отчасти это верно. Сны показывают будущее в той степени, в которой показывают вытесненные чувства и намерения, которые направлены в будущее, а воспринимать сны буквально - это, конечно же, слишком наивно и ничего, кроме вреда, не приносит.

- То есть вы хотите сказать, что авторы "сонников" - попросту шарлатаны?

- Ну тогда шарлатанами придется считать и многих других... Это их способ зарабатывать деньги. Дело не в этом. Повторяю: важно не то, что человек видит во сне, а то, как он к этому относится. Собственно, на этом принципе и построены научные приемы толкования сновидений, что отличает их от гадания какой-нибудь старушки-вещуньи. Настоящее, действенное толкование возможно только при соучастии самого автора сновидения, поэтому все эти "сонники" не имеют практического смысла. Как правило, современные словари символики сна есть просто бездумная перепечатка многочисленных "сонников" XIX века, которые были тогда любимым чтивом девушек на выданье и дам позднепреклонного возраста.

- Известно, что в искусстве, живописи и поэзии сновидения помогают авторам творить и служат как бы источником вдохновения. Кто-то сказал, что художники показывают нам кусочки своих сновидений...

- Да, сны играют очень важную роль в искусстве. Такой великий австрийский писатель, как Франц Кафка, намеренно строил свои романы по типу развертывания сновидения. Если не знать, что роман Кафки - это запись сновидения, тягостного кошмарного сна, то читать его будет трудно. Здесь, образно говоря, между ученым и поэтом существует своего рода конфликт: если, скажем, психоаналитик объяснит поэту смысл его сновидений, то поэт выздоровеет, но зато перестанет писать стихи. Так что людям творческим приходится выбирать - или болеть фантастическими образами, но писать, или быть нормальным человеком, но не писать. Однако ближе всего к сновидению стоит не литература, не живопись, а кинематограф. Подавляющее большинство тех же голливудских фильмов обязано своим бешеным успехом тому, что в них скрыто используются элементы конструкции сновидения. Голливуд - это настоящая фабрика сновидений, место, где сны монтируются поточно-конвейерным способом, как на заводе.

- Вы говорили о толковании образов сна, о реализации желаний. Однако, насколько известно, имеется и сугубо естественнонаучное изучение сновидений - когда на голову спящему ученые надевают датчики и фиксируют его биотоки.

- Мне кажется, что физиологический подход к сновидениям мало что дает. Действительно, во сне у мозга появляются новые биоритмы, фиксируемые датчиками. Но исследования такого рода, увы, не объясняют причин огромного человеческого значения снов, того, почему сновидения стоят в центре священных текстов всех религий, того, почему наркоманы готовы погубить жизнь, лишь бы еще раз впасть в состояние управляемого сновидения. Впрочем, сны имеют странное свойство: по большому счету, все, что ни скажи о сне, в конечном итоге будет ошибкой, а это значит, что ни одна из точек зрения, в том числе и моя, не стоит здесь ближе к истине, чем другая. Внешняя физиология сна не проясняет самую интересную черту сновидения: обращали ли вы внимание на то, что во сне у человека сохраняется сильное чувство своего "я", - однако парадокс состоит в том, что сознание, которое это чувство поддерживает наяву, во сне отсутствует. Какова природа этого сновидного двойника, который смотрит наш сон на самом деле? Почему ночью человек словно бы раздваивается - одна половина его засыпает, а другая просыпается и смотрит сновидения? Эта особенность сна, кстати, была мастерски обыграна сербским писателем Милорадом Павичем в его знаменитом "Хазарском словаре". Я не думаю, что надетые на голову датчики и каракули осциллографа что-то нам тут прояснят.

- Существуют ли в современной психологии или антропологии какие-то школы или направления, которые бы продвинули знание человека о сновидениях далеко вперед?

- Главное достижение на этом пути - это знаменитый бестселлер Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений", вышедший в 1900 году. Большинство современных исследований психологии сновидений проводятся в русле ориентиров, заданных этой работой, то есть в русле психоанализа. Впрочем, Фрейда часто критикуют за чрезмерную сексуализацию сна, за попытку свести сновидение к бодрствованию и стереть границу между сном и явью. Здесь есть очень много проблем, в которые я не имею сейчас возможности вдаваться. Фрейд "открыл" сновидение как объект, доступный рациональному осмыслению, и теперь - по его стопам - уже можно рассуждать, прав он был или нет. Эффект его открытия оказался просто ошеломительным. В XX веке не появилось ничего, что могло бы сравниться по силе прозрения с этой книгой. С ней спорили, спорят и будут спорить - это доказывает лишь, что книга сильно задела глубинные струны европейской цивилизации.

- Наверное, с вашими словами тоже можно поспорить. Удерживает лишь та убежденность, с которой вы высказываетесь о такой абсолютно темной вещи, как сновидение. Да и вообще говоря, приятно, что есть люди, знающие об этом что-то наверняка. Спасибо...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter