Во имя стабильности евро?

В решающий момент локомотив ЕС Германия оказалась разобщенной

В решающий момент для Евросоюза его крупнейшая страна с мощнейшей экономикой — Германия оказалась разобщенной.

Немецкое общество разделилось на два лагеря: тех, кто считает финансовые жертвы и действия Ангелы Меркель во спасение еврозоны правильными, и тех, кто их категорически отвергает. Сторонники утверждают: мол, спасая Грецию, Германия спасает саму себя. Противники уверены: утопая, Греция потопит и тех, кто протянет ей руку помощи.

«Что теперь, канцлер?» — спрашивает на первой странице таблоид «Bild». Эта еженедельная газета с самым большим тиражом в Германии возглавила кампанию против помощи Афинам.

Кризис, как известно, не сбавляет оборотов, а финансовые неурядицы ЕС уже вышли за пределы одной Греции и стали угрозой стабильности во всей еврозоне.

Находятся критики и за пределами Германии. Так, Жак Мистраль, директор по экономическим исследованиям Французского института международных отношений в Париже считает, что немцы в эти тревожные для экономики стран ЕС дни упустили возможность по-настоящему продемонстрировать остальному миру свое лидерство, а принятые громкие решения похожи на мышиную возню.

Впрочем, критиковать всегда легче, чем брать на себя ответственность.

Немецкий бундестаг большинством голосов одобрил предложенный правительством Ангелы Меркель законопроект по выделению многомиллиардной финансовой помощи находящейся на грани государственного банкротства Греции.

Согласно предложенному плану в ближайшие три года Германия выделит Греции 22,4 миллиарда евро. В этом году немцы перечислят Афинам 8,4 миллиарда евро. Общая же сумма финансовой помощи Греции со стороны ЕС и МВФ составит 110 миллиардов.

Разумеется, принятию законопроекта в бундестаге предшествовали бурные дебаты. Социал-демократы требовали от Меркель поставить на повестку дня вопрос о доверии правительству. Сама канцлер, выступая перед депутатами в защиту планов правительства, назвала выделение финансовой помощи Греции единственным возможным вариантом.

Какой бы жесткой ни была критика в адрес канцлера, но именно Ангела Меркель смогла оказать давление на правительство Греции, чтобы оно приняло необходимые сокращения социальных расходов.

Как бы кто-то ни оспаривал немецкое лидерство в зоне евро, но именно эта страна сегодня является здесь контролером финансовой дисциплины. Немцы даже заявили, что готовы идти на жесткие меры — лишение права голоса в Совете ЕС тех государств, которые выходят за обозначенные пактом стабильности рамки.

Руководство Греции вынуждено было пойти на все условия, резко сократив социальный пакет своим гражданам (весь мир сегодня наблюдает, насколько велико их возмущение), однако, увы, никто с точностью не возьмется предсказать: насколько оправданы и к каким последствиям приведут эти жертвы?

Жаркие споры на эту тему внутри Германии уже привели к госпитализации министра финансов этой страны Вольфганга Шойбле.

Он почувствовал себя плохо во время антикризисных переговоров с участием министров финансов стран ЕС в Брюсселе.

На той встрече обсуждалась общая проблема — возможные пути преодоления последствий роста государственной задолженности стран ЕС. И хотя министр экономики Испании Елена Сальгадо перед началом переговоров решительно продекларировала: «Мы намерены защитить евро», курс общеевропейской валюты продолжает снижаться, и это серьезная головная боль не только для стран еврозоны. Идеи по спасению европейской валюты сегодня предлагаются самые разнообразные. Однако поскольку для Европы и ее единых платежных средств это первый кризис подобного масштаба, даже опытным экономистам приходится действовать в этих условиях «на ощупь».

Возможным спасением лидеры европейских стран посчитали создание антикризисного фонда для поддержки государств, столкнувшихся с резким увеличением задолженности.

Стабилизационный фонд станет крупнейшим в мировой истории, его объем достигнет 750 млрд. евро. По словам Елены Сальгадо, в сумму 750 миллиардов евро войдут 60 миллиардов евро, которые соберет в виде кредитов Еврокомиссия, гарантии государств зоны евро на 440 миллиардов евро и вклад МВФ 250 миллиардов евро.

«Мы готовы по подобию Греции помочь любой стране, чтобы гарантировать финансовую стабильность в Евросоюзе», — заявил со своей стороны еврокомиссар по экономике и монетарной политике Олли Рен.

Создание стабилизационного фонда для ЕС еще предстоит одобрить министрам финансов 27 стран — членов этой региональной организации, которые соберутся на очередное заседание 18 мая.

Позволит ли стабилизационный механизм, одобренный Еврогруппой, увести нависшую над евро бурю, станет ясно уже в ближайшее время. Между тем главный экономист «Deutsche Bank» Томас Майер ожидает, что падение курса евро продолжится, и он может даже достичь паритетного с долларом США показателя.

Однако, как бы там ни было, договорившись о создании столь внушительного механизма спасения, руководители ЕС продемонстрировали, что обладают единой политической волей и готовы сделать все во имя стабильности евро. И это действительно важный шаг, ведь из-за спины греков явственно проглядываются проблемы Португалии и Испании, а там недалеко и до Италии.

«В чрезвычайной ситуации мы защищаем нашу валюту. Мы защищаем деньги людей в Германии. Беспрецедентный пакет необходим, чтобы гарантировать стабильность евро», — сказала на днях в Берлине Ангела Меркель.

«Зона евро — это единая Европа, и мы не позволим ее разрушить», — в свою очередь заявил президент Франции Николя Саркози.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter