Чем отзовутся предстоящие серьезные законодательные новации?

Во имя истины

В суде не любят шума: он мешает поиску истины. Если судебный процесс порождает громкий резонанс в обществе и пересуды в СМИ, это тоже не всегда хорошо, поскольку может свидетельствовать о расхождениях в толковании норм права. В ближайшее время можно наверняка предсказать повышенное внимание общественности к сфере судопроизводства, но это можно только приветствовать.



Информационный повод дают предстоящие серьезные законодательные новации. Их слишком много, чтобы все упомянуть в краткой статье, поэтому попробуем выделить главные и оценить их с позиций рядового гражданина. Тем более что пока большинство из них носят характер принятых в первом или втором чтении поправок: это обсуждаемые новации. Когда они обретут норму закона, мы получим разъяснения от профессионалов и комментарии от экспертов. Для нас же важны не только узаконенные реалии, но и тенденции. Чего нам ожидать, в каком направлении эволюционирует судебное право?

Начну с повода не самого значимого, но показательного. Неделю назад некий гражданин, и прежде не слишком законопослушный, отказался явиться на судебное заседание, о времени и месте которого был уведомлен с помощью СМС. Он заявил, что не приемлет «такие нетрадиционные способы» извещения и пожелал повестку «по закону». Официальный представитель Верховного Суда разъяснил, что СМС–извещение — это тоже, по сути, судебная повестка, что соответствующая норма была введена еще в 2012 году. Подозреваю, что большинство граждан, не имеющих проблем с законом, об этом даже не знали. В разъяснениях Верховного Суда существенно следующее замечание: подобная норма широко используется в странах с достаточно высоким уровнем развития судопроизводства.

Несомненно, что грядущие изменения поднимут планку еще выше. Предварительно их оценить можно было еще летом, когда сообщалось о поправках в уголовном процессе, касающихся апелляции, — их приняла в первом чтении Палата представителей. Их значимость вполне отражали жалобы на судебные решения, которые некоторые граждане адресовали и в редакцию «СБ». Суть была примерно такова: в областном суде нас даже не выслушали и просто «проштамповали» несправедливое решение районного. Повод для подобных претензий с принятием поправки в УПК устраняется: апелляционая инстанция сможет исследовать доказательства.

Это принципиально новое явление для белорусского законодательства. Мало сказать, что сократится число отмененных решений и расходы на повторное рассмотрение дел в судах первой инстанции. Главный эффект будет в том, что повысится доверие граждан к суду, окрепнет их надежда на пересмотр решения, которое кажется им несправедливым.

А ведь это лишь одна из множества принятых законодателями поправок: корректировка коснулась норм семи кодексов! Это лишь продолжение системного, идущего с 2013 года совершенствования судебной системы. Другие новации, которые можно упомянуть лишь тезисно, касались: вопросов ускоренного производства в уголовном процессе; развития института народных заседателей и возможностей освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности; порядка использования систем видео–конференц–связи в уголовном процессе; регулирования прав — авторских, смежных, на объекты промышленной собственности...

Широчайший спектр новаций, из которых я бы выделил, на мой взгляд, принципиальные. Они предусмотрены корректировкой Закона «О конституционном судопроизводстве» и, в частности, касаются прав гражданина оспорить закон или нормативный акт, если они — по мнению гражданина — нарушают его права. Сама по себе эта норма говорит о зрелости государства и его доверии к своим гражданам.

Мне же как гражданину по душе, что мое государство живет, что называется, своим умом. Пусть где–то вводят экзотическую должность шерифа и коллегию присяжных — не мне оценивать чужие новации. События последнего времени изрядно подпортили репутацию так называемых универсальных ценностей и международного права вообще. Говоря о моих и ваших правах в нашей стране, нельзя ограничиваться лишь проблемой их судебной защиты. Той же цели служило и формирование Следственного комитета, и Госкомитета судебных экспертиз, и многие другие новации. Нельзя не видеть, что система защиты наших прав создается — без попыток кому–то подражать или понравиться — системно и целенаправленно. Это не движение к какому–то конкретному рубежу, с конечным итогом — это бесконечный процесс.

Десятая сессия Совета Республики Национального собрания, на которой предстоит рассмотреть 40 законопроектов (включая изменения в закон о судоустройстве и судопроизводстве) — лишь очередной его этап.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 191 (24821). Вторник, 6 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter