Внутренние войска: не служба, а жизненный выбор

Завтра – День внутренних войск
Огонь хозяйничал по всей квартире: проснувшись, владелец объятых пламенем квадратных метров понял, что оказался в ловушке. Надеяться было уже не на что, как вдруг на пороге терпящего бедствие жилища появились двое в форме. Рискуя собственными жизнями, «спасатели» вытащили беднягу из огненных объятий. В этот день у военнослужащих внутренних войск ефрейтора Сергея Руденка и рядового Максима Михалени из бригады 5448 была увольнительная. Могли и не обратить внимания на мольбы женщины, метавшейся под освещенными зловещими огненными бликами окнами, пройти мимо. Могли, но поступили иначе. И дело тут отнюдь не в желании искупаться в лучах славы (о наградах, к которым ребята впоследствии были представлены, в момент, когда от жары плавились подошвы берц, у них и мысли не было). Так уж во внутренних войсках заведено, объяснил мне заместитель командующего — начальник оперативной и боевой подготовки полковник Вячеслав Рожнев: когда все спокойно, служба рядовых и офицеров протекает незаметно, но когда приходит беда — они рядом.

— Вячеслав Гертрудьевич, знаю, на днях произошло заметное событие — презентация книги о внутренних войсках, подготовленной авторским коллективом под вашей редакцией, в котором наряду с известным историком А.Литвиным есть и ветераны войск, например Г.Таболов. Ее название — «История и современность» — по сути, объясняет авторский замысел. И все же с чем связан этот творческий и научный проект?

— В будущем году внутренние войска отметят 90–летие. Возраст, согласитесь, весьма солидный. Поэтому готовиться к юбилею мы начали заранее. Выпустили цикл документальных телесюжетов, а теперь вот настал черед письменной летописи, которую мы издали трехтысячным тиражом (вскоре все желающие смогут найти ее в библиотеках). И хотя официально днем рождения белорусских внутренних войск считается 18 марта 1918 года, когда в Витебске из 23 добровольцев была создана команда конвойной стражи, история возникновения нашей службы гораздо старше. Мало кто знает, что первые воинские формирования, отвечавшие за порядок на городских улицах, площадях и рынках, появились на территории современной Беларуси еще в XIII веке.

— Вернемся в более близкое прошлое. К сожалению, о подвигах рядовых и офицеров войск НКВД — МГБ (как в 30 — 50–е назывались внутренние войска) в годы Великой Отечественной войны большинству читателей известно немногое. А ведь на счету военнослужащих — сотни сложнейших специальных и боевых операций, которые долгое время не афишировались. Сегодня приоткрылась завеса секретности?

— Военный период в книге занимает отдельную главу. И действительно, о многом широкой аудитории говорится впервые. Скажем, об истребительных батальонах. Эти подразделения выполняли очень ответственную миссию: искали и уничтожали диверсионные группы противника, наносившие удары с тыла. На поле боя наши предшественники тоже не прятались за чужие спины. При обороне Сталинграда из каждых 10 ребят, служивших в войсковой части 3214, погибли 8. Не менее напряженными были послевоенные годы — время борьбы с бандитизмом. В результате чекистско–войсковых операций на территории Западной Белоруссии уничтожены десятки бандформирований.

Служба в «горячих точках» — еще одна страница биографии внутренних войск. Да и сегодня бывает жарко. Охрана общественного порядка и важных государственных объектов, конвоирование спецконтингента, обезвреживание мин и бомб, застрявших в земле с времен войны, требуют личного мужества, если хотите, самоотверженности. За последние 15 лет более 140 военнослужащих (некоторые — посмертно) удостоены правительственных наград. За каждой, без всякого пафоса скажу, — подвиг. Один пример. В конце 90–х часовой Ричард Свентицкий ценой собственной жизни предотвратил побег осужденных из спецвагона на железнодорожной станции в Барановичах. Один из рецидивистов, которому нечего было терять, нанес парню 20 (!) ударов заточкой. Но истекающий кровью Ричард из последних сил боролся с преступником и не дал ему скрыться. Попытка побега, как говорят войсковые профессионалы, «на рывок», не удалась.

— Многих будущих призывников интересует, как попасть во внутренние войска.

— Никакой тайны здесь нет: прежде всего нужно заявить о своем желании в военкомате. Какова формула отбора? Претендентов на звание рядового внутренних войск ожидает спецпроверка. В силу специфики службы мы отдаем предпочтение спортивным, целеустремленным и выдержанным ребятам, у которых в прошлом не было ссор с законом. И как правило, не ошибаемся. В будущем многие вчерашние призывники связывают с внутренними войсками свою судьбу. Четверть из всех, кто приходит служить по контракту, — наши бывшие «срочники». Значительная часть уволенных в запас рядовых и сержантов поступают на факультет внутренних войск Военной академии. Легко ли выдержать вступительные испытания? Судите сами: конкурс — 4 человека на место. К тому же все без исключения абитуриенты проходят обязательное психологическое тестирование. А как же: вдруг завтра придется лицом к лицу столкнуться с вооруженным бандитом?

— А как себя чувствует нынешнее пополнение?

— Курс молодого бойца новобранцы уже освоили — входят в обычный учебно–боевой ритм. По правде говоря, служить во внутренних войсках комфортно. Десять лет, как мы (кстати, самые первые) сменили портянки на носки, а кирзовые сапоги — на берцы. Наши расположения — не закрытая зона. Установлены дни, когда родители лично могут убедиться в том, что постельное белье у нас белоснежное, чистота в помещениях идеальная, а меню в столовой не ограничивается кашей и супом — есть богатый выбор. В общем, стараемся отходить от казенного подхода: всех — под одну гребенку. Исходим из принципа: «каждый солдат — индивидуальность».

Накануне 89–го Дня внутренних войск хотел бы поздравить наших ветеранов и тех, кто сегодня в строю, с профессиональным праздником. А что пожелать? Пожалуй, подольше быть в форме в прямом и в переносном смысле.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter