Вниз по Умбе-реке

Как «чайник» из Беларуси зимовал лето в Заполярье

Наверное, детство у меня было все-таки трудное. Спасибо за это папе с мамой. Не хватало голода и холода. Да и с экстримом были постоянные проблемы. Весь экстрим, адреналин и допинг заключались в колхозных яблоках и в мелком псевдовооружении, изготовленном, естественно, детско-кустарным способом. Вот эта острая нехватка адреналина меня и сопровождает по всей жизни и постоянно разворачивает на всякие авантюры положительного характера. Типа попасть на Колыму. По собственному, естественно, желанию. Это желание и привело к знакомству с мужиками, которые ходят-бродят по северам российским, на байдарках по тамошним рекам сплавляются. Вот эти мужики, спасибо им, и взяли меня, чайника, на заполярную реку Умбу, что на Кольском полуострове.

Скажи мне правду, Адмирал

Нас — пять экипажей, у нас пять байдарок. Олег (Адмирал) и Ирина, Валера и Ирина, Александр и Василий (в смысле я), Николай и Ольга, Василий и Наталья. Этой командой добрались до Умбы, и вот он, Падун – самый мощный порог на бурной и норовистой реке во всей своей красе. Я видел пороги на диске, но скажу честно: никакой монитор и никакое сверхмощное разрешение не передаст эту завораживающую прелесть потока, эту игру красок и звуков, брызг и волн, это вечное стремление воды к морю среди скал и камней, всю ее энергию и ярость, с которой она обходит возникающие на ее пути препятствия, и легкость, с которой она подхватывает катамараны и байдарки и величественно разрешает экипажам быть или, наоборот, не быть. Действительно, на три вещи можно смотреть часами не отрываясь: на облака, на огонь и на воду. А на такую воду…

Падун начали проходить по частям. Адмирал с Ириной прошли первую, затем Валера с Ириной, потом адмиральский экипаж провел байдарку Николая. Зрелище завораживало, поражала та кажущаяся легкость, с которой экипажи окунались в эту водную стихию и выныривали как ни в чем не бывало. Настал наш черед. Александр подробно рассказал, что, как и где нужно делать, сели мы в байдарку — и в путь. И сразу же, только нос ее выплыл на поток, напором воды нас моментально… переворачивает, и нам только и остается, что вынырнуть, уцепиться за обвязку, удержать в руках весла и отдаться потоку. Что-то в нем сделать: остановиться, зацепиться, изменить направление движения – просто невозможно при такой мощности и такой скорости. Конечно, очень помог спасжилет, а вот хоккейный шлем с меня сразу сняло. Потом некоторое время плыл спиной вперед, надеясь, что пластиковые бутылки в спасжилете загасят удар о камни. Было достаточно неудобно, и в основную бочку вошел спиной. Повезло еще, что камней там не было…

Из воды я выползал практически на карачках и долго потом не мог встать на ноги — штормило и шатало будь здоров. Наконец получилось подняться. Адмирал поздравил с крещением, поулыбался душевно – не где-нибудь, на самом Падуне кильнулся — перевернулся, в смысле.

Вот так встретил нас Падун на Умбе. Очень серьезный и конкретный порог. На левом берегу мы видели три траурных знака. Так что нам очень сильно повезло: либо Падун был в настроении, либо мы все-таки чем-то мелким ему понравились. Хотя известно, что новичкам, чайникам на сленге байдарочников, всегда везет.

Идем дальше. Север, воля, надежда, страна без границ… Речка спокойная, пару небольших шивер (шивера – усиленное бурлящее каменистое течение. Можно сказать: подрасту – стану порогом), и мы попадаем в Капустные озера: Верхнее, Среднее и Нижнее. После достаточно быстрого речного умбовского течения вышли на тишь и ровную гладь Верхнего Капустного озера, которое переходит в Среднее Капустное. А между ними бурлит, кипит и куда-то стремится порог Межозерный. Красивый такой, с хорошими такими валами. Прошли его красиво, лихо и без потерь. Олег с Ириной устроили «бразильский карнавал» на кольско-порожские мотивы: Ирина изображала девушку с веслом посреди порога на камне размером 20х20 сантиметров.

Порог Канозерский – красавец. Расположился он на Умбе перед самым Канозером. Река здесь делает крутой правый поворот — и сразу тихая и спокойная ее красота сменяется красотой бурлящих волн, которые стремятся развернуть и вывернуть, смять и унести с собой все камни и скалы на своем пути. Крутые бочки, мощные сливы, острые обливники сначала, до неприличности широкие и мелкие протоки с многочисленными камнями, через которые потом река просто неторопливо и вальяжно вливается в Канозеро, — вот что такое порог Канозерский.

Задневалили прямо на пороге, в чем оказалась куча прелестей. Во-первых, прямо под боком у тебя неописуемая красота, на которую можно смотреть бесконечно. Во-вторых, мимо идут другие группы, на катамаранах, на байдарках, на резинках, — и у тебя есть время и возможность понаблюдать, как люди борются с водной стихией и как побеждают ее, осознать и увидеть пути победы. В-третьих, мимо тебя по берегу проходят такие же, как ты, люди с открытой душой и сердцем, с которыми приятно перекинуться нормальным добрым словом или помочь чем-нибудь.

А еще на Канозерском сварил я уху. Рыбка была взрослая: хариус и кумжа, даже щукой решил я не «поганить» это дело. С геркулесиком вместо картошки, с лучком, с ушиной приправой и сухой зеленью, с водочкой. Получилось вкусно. Остались довольны, съели весь котел сразу и одной махой. Правда, забыл я добавить колорита в виде горящей головешки в кипяток. Ну что уже поделаешь. Это у нас желательно, чтоб воду очистить от всякой чуши, а там вода чистющая и вкуснющая.

Большой такой Кривец

Умба выходит из Канозера двумя протоками-речками: Кицей и Родвиньгой. Мы ушли в Родвиньгу, перешагнули небольшой порог Панчозерский и подошли к порогу Большой Кривец. Никто толком и не знал, какой адреналин впереди…

Олег, Валера, Коля, Вася со всей матросней и мы следом всунулись в порог и прошли до ближайшего поворота метров 200—300. И тут началось: бочки, валы и сливы примерно до метра. Впереди до поворота – сплошной такой карнавал. Где-то в самом начале мы обходим обливник не совсем удачно и сваливаемся в хорошую взрослую бочку. Два дня назад и даже день — все, киль обеспечен. Но вот оно, понятие того, как можно и нужно опереться на весло и не только удержать, но и выправить равновесие. И мы не легли в бочке, не кильнулись, а ушли дальше. А там все веселее и веселее: снова бочки, сливы, камни, валы… Доходишь до поворота, а там такое же. Байдарка то идет вниз по сливу, то огибает бочки и камни, то ныряет в валы, чтобы в следующую секунду вынырнуть… Саша умудрился увидеть место, подать команду – влево, правым вперед, и мы смогли остановиться, причалить к берегу в этом потоке. Отдышались, отчерпались — в путь. И опять понесло и закружило. На левом берегу увидели сначала Колю с Олей, еще ниже Валеру с Ирой, финальный аккорд — и все. Мы прошли. Адреналина полно все, что только можно.

Вася с Наташей кильнулись где-то в начале второй части. Олег с Ириной им помогали, потом они потерялись друг с дружкой, потом поиграли в прятки, и пока они нашлись, мы тремя экипажами подыскали место для стоянки, рядом с группой катамаранщиков из нашей Беларуси, развели костер и ждали товарищей, которые вскоре нашлись. Рассказов и дележек впечатлениями хватило на целый вечер. В принципе, примерно 3 километра порога мы пролетели за три минуты. И категория порога, учитывая его продолжительность, самая что ни на есть третья.

Порог Прямой. По описанию простой, но три киля мы ему отдали. Адмирал с Ириной умудрились кильнуться на самом выходе. Коле с Олей не повезло в самом начале: прозевали камушек — киль, понесло их вниз. Мы с Сашей Олю вытянули, до Коли не дотянулись. Из потерь – уплывшее весло, которое потом нашли ниже по течению, хороший ушиб у Коли, и Оле мелко досталось по ногам.

Их, порогов и приключений, за время нашего путешествия было немало. Были чудные реки, изумительные озера, Белое море, которое качало наши байдарки на метровой волне. Было — и прошло. И вот он, последний день на Севере.

Кандалакша. Чистенький небольшой вокзальчик. Сходили в местный супермаркет за продуктами в дорогу. Там, как я понял, продается самая вкусная в мире вареная колбаса. В зале ожидания таких, как мы, целая куча. Вася достал гитару. Народ сдвинулся ближе, потом мужики из Пензы отобрали гитару и выдали пару замечательных эксклюзивов… Час ночи, дождь, поезд, посадка, все. Дальше прозу про возвращение в эту жизнь писать не хочу.

Вот так я сходил на Север, в Заполярье, и перезимовал лето.

На снимке: такая она, Умба.