Внимание: тракторист

В деревне Чачково, что в 30 километрах от Минска, случилась авария, последствия которой наверняка еще не раз аукнутся ее участникам...

Когда в телевизионных триллерах компьютерная десятиметровая волна накатывает на побережье, сметая все на своем пути, мне не страшно. Программистам, даже самым талантливым, не передать буйства стихии. Настоящий ужас, в котором и нереальность, и дикость происходящего, рядом, в нескольких шагах. Представьте картинку: на тесной улочке у железных перил, отделяющих пешеходную дорожку от проезжей части, играют ребятишки. Их пятеро, может, больше. Кто–то на велосипеде, у кого–то в руках футбольный мяч. Пару секунд — и вот по дороге мчится, грохочет огромная железная махина: трактор с прицепленной сеялкой. Дети с интересом смотрят на несущуюся громадину, удивление в их глазах сменяется испугом, недоумением, паникой. Трактор дает крюк влево и... В кино дальнейшее назвали бы трагедией. Но у нас — не кино. У нас — Чачково, деревня в 30 километрах от Минска. Здесь случилась авария, последствия которой наверняка еще не раз аукнутся ее участникам.


На поле выходит Глеб


МТЗ–3022 ДЦ–1 — одна из последних отечественных разработок. В специализированной прессе этот энергонасыщенный трактор называют одним из лучших в мире. Так это или нет, не важно. Однако плохому работнику такую машину точно не доверят. Вот и Е.В.Глеб, механизатор РУП «Племптицерепродуктор Правда», на службе характеризовался положительно. Неполное среднее, женат, есть дети, ранее не привлекался, не судим. Иногда выпивал, но в рабочее время подшофе замечен не был, а что после ходил иногда по родной улице Молодежной навеселе — так в деревне это дело обычное. МТЗ–3022 механизатор попросил у начальства сам: «Поработаю перед пенсией на хорошей технике».


В тот день в «Правде» заканчивали уборку рапса. Под вечер Женик, как звали тракториста товарищи, получил указание от главного агронома ехать на мехдвор. А направился, хлебнув вина, на свою Молодежную.


НЛО в Чачково


Поплутав по Чачково, насмотревшись вдоволь на местные новостройки, я попадаю на эту самую улицу. Знак «сорок» призывает меня притормозить, но для таких проездов, как этот, и двадцать километров будет слишком много. Здесь, чтобы не зацепить прислонившиеся к заборам «Форды» и «Опели», нужно чуть ли не ползти. При этом внимательно смотреть по сторонам, ведь на Молодежной много ребятни — свое название улица оправдывает сполна.


— Вот он, тот парапет, где трактор Пашку сбил, — показывает мне на ограждение рыжий мальчуган, слезая с велосипеда.


— Тракторист выпил и солярку сливать поехал, — важно добавляет его мудрый не по годам друг.


А вот и мама пострадавшего — восьмилетнего Паши Лущенко.


— Это случилось вечером в пятницу. Я была в отпуске. Занималась чем–то по хозяйству, — припоминает детали того дня Светлана Ильинична. — Сын играл на улице. Как мне потом рассказали, сидел на металлическом ограждении. Знаете, детям интересно посмотреть, как машины ездят. Боязно, конечно, иногда — у нас тут дач много, автомобили часто летают. Кто–то остановится, притормозит, заметив ребятню, другой пронесется как сумасшедший. Поэтому и ограждения эти установили...


О том, что не видела Светлана Лущенко, на суде рассказали свидетели. Трактор с сеялкой вылетел из–за поворота и на скорости «бортанул» припаркованные у правой обочины машины. Потом сидевший за рулем Женик повернул руль влево и направил свой железный НЛО в толпу детей. Каким–то чудом большинство из них успело отскочить. Все, кроме Паши: его буквально вжало в землю забором. Кровоподтеки, ссадины, переломы... Ребенок лежал на улице и кричал. Кто–то из прохожих выдернул ключ из замка зажигания и закрыл тракториста (а тот был явно, откровенно пьян) в кабине, чтобы негодяй не убежал.


Человек хороший


Мальчика положили в больницу, где он провел несколько месяцев. К счастью, худшего не случилось: травмы, относящиеся к «категории тяжких по признаку опасности для жизни», не стали фатальными. Паша выздоровел, правда, пока хромает. Иногда кричит по ночам.


И вот здесь я задаю себе главнейший, фундаментальный вопрос, к ответу на который нас пытаются, но пока не могут приучить сотрудники ГАИ: как трактовать омерзительный поступок пьяного «водилы» с хорошими характеристиками? Ошибка, срыв, «с каждым бывает» или все–таки злостное преступление? Во время следствия тракторист поначалу говорил, что заметил малолетних пешеходов, поэтому и крутил отчаянно руль. Но экспертиза показала: водитель даже не пытался затормозить. Вино замутило его сознание. И только чудом обошлось без смертей.


— Обычный человек, всю жизнь проработал в одном хозяйстве, грамоты имел. Но оправданием тому, что сел пьяным за руль, былые заслуги быть не могут, — рассуждает старший помощник прокурора Минского района Лариса Довбнюк. — Тем не менее во время судебного заседания мама мальчика не настаивала, чтобы тракториста лишали свободы. Запомнилась ее фраза: «Говорят, что человек хороший...»


Как это объяснить? Просто. Пострадавший и семья потерпевшего жили на одной улице. Не зря говорят, что деревенские преступления расследовать тяжелее всего.


— Тракторист приезжал в больницу, — не скрывает Светлана Лущенко. — Извинялся. Просил прощения. Пашке мобильный телефон подарил... А потом по селу пошел слух: дескать, забросал нас подарками, чтобы заявление не писали. Мы, может, и не писали бы, но после такого решились...


Суд состоялся недавно. Механизатор получил четыре года и сейчас отбывает наказание в колонии–поселении. Компенсацию морального вреда — 15 миллионов рублей — оплатит предприятие, «владелец источника повышенной опасности». В «Правде» меня заверили: «Деньги выплатим, а борьбу с водительским пьянством будем вести непримиримую». Здесь провели внутреннее расследование, издали два приказа и показали работникам кино о том, к чему приводит алкоголь.


Мальчик у парапета


О пьяных водителях, сидящих за рулем автомобилей, автобусов, комбайнов и тракторов, каждый день мы узнаем из сводок ГАИ. О том, чему и кого учат винно–водочные и другие ДТП, известно мало. Вернемся на узкую деревенскую улочку в Чачково. Кто может гарантировать, что дикая история на Молодежной не повторится? Здесь все по–прежнему: машины летают, дети играют на улице, так как больше негде. Сама планировка наших деревень и агрогородков, в которых центральные улицы «нанизывают» на себя дома, является фактором риска. Выйдешь за калитку — и вот он, риск, в виде несущихся тонн железа. «За маленькими детьми в сельской местности нужно следить ежеминутно», — повторяют год за годом в Госавтоинспекции, да только разве это возможно...


Практически в каждой деревне возле школы сейчас укладывают искусственные неровности, периодически проводят профилактические акции, ловят пьяных водителей. Но, глядя на населенные пункты в орбите Минска, испытывающие такой же автомобильный бум, как и сам город, уверен: скоро этих мер будет недостаточно. Транспортные потоки, которые в погожие деньки текут из душного мегаполиса в деревушки и коттеджные поселки, не становятся менее интенсивными. На дорогах местного значения пылит сельхозтехника. А по узким сельским улицам, где даже развернуться непросто, колесят молодые и не очень молодые удальцы, рванувшие в выходные на природу. Вся эта машинная круговерть, как половодье весной, неуправляема. Дороги и проезды в небольших населенных пунктах — тихий омут. Опасность их, нынешняя и будущая, кажется, пока недооценена и не изучена.


Восьмилетний Паша Лущенко снова выходит к своему парапету...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter