Внимание, платная дорога

В стране заработала электронная система сбора платы за проезд

С 1 августа в Беларуси заработала электронная система сбора платы за проезд BelToll по определенным дорогам

…Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один — пуск! На часах 00.00, полночь, 1 августа 2013 года. И с этих секунд начался отсчет времени действия электронной системы взимания платы за проезд BelToll, которая пришла на смену пунктам ручного сбора. Буквально сразу же камера зафиксировала первый грузовик, с бортового устройства которого была произведена оплата. Несмотря на поздний час, в эти минуты в офисе оператора было многолюдно: приглашенные с интересом наблюдали с большого экрана за тем, как работает система.

«Это не совсем обычно — проводить мероприятие в такое время. Но это лучший момент, чтобы отпраздновать запуск системы, — обратился к собравшимся главный оперативный директор «Kapsch TrafficCom» Эрвин Топлак. — После подписания контракта мы все немало потрудились: учредили компанию, наняли персонал, совместно с белорусскими министерствами внесли в законодательную базу необходимые изменения. И, конечно, провели большую работу с компаниями-субподрядчиками, чтобы стало возможным то, что мы сделали». Представитель компании-инвестора выразил большую благодарность всем белорусским министерствам и ведомствам, принявшим участие в проекте, а также правительству и Президенту страны за поддержку.

Электронная система по взиманию платы за проезд BelToll работает на основе специализированной радиосвязи на коротких расстояниях, которые позволяют списывать плату за проезд автоматически. При этом не надо снижать скорость, останавливаться и совершать какие-либо дополнительные действия. Система основана на передовых технологиях австрийской компании «Kapsch», лидера на рынке интеллектуальных транспортных систем, решения которой используются сегодня более чем в 40 странах мира. Имея большой опыт реализации подобных проектов по всему миру, компания «Kapsch» приняла решение инвестировать в проект по развитию сетей платных автодорог в Беларуси общей сложностью € 267 млн. Первая фаза проекта завершена: на 815 км дороги технология уже заработала.

Вскоре после запуска «умной» системы зафиксирован и первый случай нарушения. «Система автоматически распознала регистрационный знак, страну принадлежности. Характер нарушения — автомобиль не оборудован бортовым устройством», — рассказал начальник управления системы контроля и оплат компании ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Алексей Лобанов. Согласно законодательству нечестным перевозчиком займется транспортная инспекция, которая имеет на это все полномочия. С нарушителя в принудительном порядке возьмут увеличенную плату за проезд.

Эрвин Топлак признался, что та часть проекта, которая связана с информированием людей о запуске новой системы, порой более сложная, чем внедрение технологий.

«Возможно, в Беларуси это происходит иначе, но мой опыт в других странах говорит, что люди, как правило, ждут до последнего, чтобы сделать то, что надо сделать», — заметил представитель австрийской стороны. Как стало понятно уже в первые минуты, он не ошибся. За первые 9 часов работы системы было зафиксировано 340 фактов нарушений, это 10 % от количества проезжающих. За это же время было собрано почти Br 600 млн.

«Данный проект является очень сложным ввиду его новизны, ограниченности во времени его реализации, необходимости создания большого количества сопутствующих нормативно-правовых документов, — отметил заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко. — Тем не менее с удовлетворением хочу отметить, что инвестору при поддержке заинтересованных органов госуправления удалось реализовать проект в кратчайшие сроки». Как рассказал замминистра, в ведомстве создана комиссия по мониторингу ситуации, на основе которой будут приниматься оперативные меры.

Как заметил Эрвин Топлак на утренней пресс-конференции, учитывая опыт реализации подобных проектов в других странах, в Беларуси система стартовала очень успешно. А высокий процент нарушений в первые часы и дни работы — это типичная ситуация. Однако послаблений не будет, предупреждают в Минтрансе. «Система запущена, принципы взимания увеличенной платы заложены в законодательных актах. Если транспортное средство, которое обязано оплачивать проезд, появится на платной дороге без бортового устройства, к нему будут применены санкции», — сказал начальник Главного управления автомобильных дорог Минтранса Евгений Рокало. Он также пояснил, почему не имело смысла и дальше откладывать сроки запуска системы. Так, в конце июня активность пользователей по регистрации постоянно росла, пока через СМИ не было объявлено о переносе даты ввода на 1 августа. С того момента прирост новых абонентов был практически нулевым вплоть до 20-х чисел июля, и лишь в последнюю декаду этого месяца наблюдался постоянный рост. «Давать отсрочку не было смысла, мы имели бы те же проблемы и в сентябре, и в октябре. Это коммерческий проект: деньги вложены, и они должны работать», — добавил Евгений Рокало.

Что же грозит нарушителям? Им придется возместить плату в увеличенном размере в зависимости от того, не оплатили они проезд полностью или только частично. Например, с легкового автомобиля в первом случае возьмут € 100, во втором — € 50. С грузового транспортного средства — соответственно € 260 и € 130. Как пояснил начальник транспортной инспекции Минтранса Леонид Лемеш, за движение от Бреста до границы РФ может быть зафиксировано 4 нарушения, то есть грузовому автомобилю в случае полной неоплаты выставят счет на € 1040. Суммы не зависят от того, является нарушитель резидентом Беларуси или иностранцем.

А вот принуждать к оплате белорусских и зарубежных перевозчиков будут по-разному. Отечественным нарушителям отправят квитанцию, которую можно оплатить в течение 30 дней (в случае неоплаты в течение этого срока сумма вырастет в полтора раза и будет взыскиваться с помощью судебного исполнителя). Иностранных нарушителей будут максимально контролировать на дороге и на границе, где они должны полностью погасить плату. В распоряжение транспортной инспекции инвестором передано 16 оборудованных автомобилей, которые смогут остановить нечестного водителя и в случае неуплаты отогнать его транспортное средство на штраф-стоянку или заблокировать колесо. При этом санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования: нарушил один автомобиль, а взять оплату могут с другого. У пользователей остается возможность прокладывать маршрут по бесплатным дорогам, сеть которых в Беларуси достаточно разветвлена, но вряд ли это окажется экономически целесообразным, считают специалисты.

В Минтрансе ожидают, что через неделю-другую пик регистрации пойдет на спад и бортовыми устройствами постепенно обзаведутся все участники движения, которым положено платить за проезд. Прогнозируется и рост поступлений в бюджет по этой статье. Так, в предыдущие годы за проезд по трассе М-1/Е30 собирали порядка € 65 млн. Сейчас тарифы выше, расширяется и сеть платных дорог. Кроме того, если раньше оплата взималась в одном из четырех пунктов ручного сбора, независимо от длины поездки, то сейчас этот момент будет учитываться благодаря 56 порталам, установленным над магистралями. Поступления от пользователей пойдут в том числе и на совершенствование автомобильных дорог. «Причем наша задача — улучшить состояние не только платных трасс, но и всей республиканской сети», — подчеркнул Евгений Рокало.

По оценкам специалистов Минтранса, запуск новой системы не приведет к оттоку транзитного транспорта. Что касается использования бортовых устройств, зарегистрированных в Беларуси, на территории других стран, то такой возможности нет. «Несмотря на то что австрийский инвестор устанавливал аналогичные системы в Польше, Чехии, Австрии и принцип их построения одинаковый, бортовое устройство действует только в национальной сети. Такие же подходы реализованы в других странах», — пояснил Евгений Рокало.

----------------------------------------

Справка «Р»

В ходе создания Национальной электронной системы сбора платы за проезд в Беларуси образовано иностранное общество с ограниченной ответственностью, сотрудниками которого являются 160 человек, установлено 56 станций оплаты и станций контроля по всей протяженности платных дорог, открыто 48 пунктов обслуживания клиентов, оборудовано 2 современных центра обработки информации. Инвестор произвел и поставил в Беларусь 500 тысяч бортовых устройств.

----------------------------------------

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter