Минск
+12 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Внимание, дети!

Взрослая проблема детского дорожного травматизма. С начала года на дорогах страны погибло 19 детей, 318 ранено. За аналогичный период прошлого года погибших было больше на пять, а раненых на 69 человек. Хотя тенденция к снижению детского травматизма и прослеживается, но трагизм ситуации и острота проблемы от этого меньше не становятся. Тем более что большинство ДТП происходит по вине взрослых.

Взрослая проблема детского дорожного травматизма.

С начала года на дорогах страны погибло 19 детей, 318 ранено. За аналогичный период прошлого года погибших было больше на пять, а раненых на 69 человек. Хотя тенденция к снижению детского травматизма и прослеживается, но трагизм ситуации и острота проблемы от этого меньше не становятся. Тем более что большинство ДТП происходит по вине взрослых.

Автосканер

Муж, жена и их семилетняя дочь возвращались из отпуска из Крыма. Мужчина — мастер по обучению вождению в одной из минских автошкол. Трагедия произошла в Гомельской области около часа ночи. Водитель, видимо, уснул за рулем, машина слетела в кювет и перевернулась на крышу. Взрослые с тяжелыми травмами доставлены в больницу, а девочка погибла. Ребенок не был пристегнут ремнями безопасности.
В Лиде 11-летний школьник перебегал проезжую часть на запрещающий сигнал светофора и угодил под колеса “Ауди”. С множественными серьезными переломами он был доставлен в больницу.
 На днях на пешеходном переходе в Минске легковая машина сбила двух школьниц. ДТП произошло в дневное время. За рулем автомобиля “Пежо-406” находилась 29-летняя женщина. Девочки переходили дорогу по регулируемому пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Они находятся в больнице.
Сейчас дети возвращаются с летнего отдыха домой. За время каникул они отвыкли от дорожной суеты. Поэтому с 23 августа по 8 сентября Госавтоинспекция проводит специальные комплексные мероприятия “Внимание — дети!”.
В нынешнем году в столице пока удавалось избегать гибели детей на дорогах. Количество раненых уменьшилось на 33 процента. По вине детей произошло около трети ДТП. Остальные на совести взрослых. Если сравнить данные 1975 года, то наоборот, дети были виноваты в большей части аварий. Это говорит о том, что ребята постепенно учатся правилам безопасного поведения на дорогах, чего, к сожалению, не скажешь о некоторых взрослых. Это и водители, которые сбивают малышей прямо на пешеходных переходах, и родители, нарушающие правила перевозки своих малышей (не пристегивают их в машине ремнями безопасности, не используют специальные кресла для перевозки).
— Одна из основных проблем, связанных с детским дорожным травматизмом, — это несоблюдение водителями правил проезда пешеходных переходов, — считает начальник УГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Корзюк. — В любом случае перед зеброй надо снизить скорость независимо от того, есть там пешеходы или нет. То же самое надо сделать, если ребенок приближается к краю дороги, даже если нет реальной опасности. Естественно, надо быть начеку и вне пешеходных переходов, чтобы вовремя успеть затормозить, если ребенок неожиданно выбежит на проезжую часть. Водитель должен уметь предвидеть ситуацию и буквально сканировать не только дорогу перед собой, но и обочину с тротуаром. Бокового зрения для этого достаточно. Тем более что в некоторых случаях провести простую логическую цепочку совсем не сложно. Скажем, если на дорогу выкатился мячик, то нетрудно догадаться, что за ним может выбежать юный футболист.

Тихий дворик

Часто трагедии происходят во дворах. Здесь надо быть особенно внимательными и осторожными. Нередко безответственные родители оставляют дошкольника одного. Ребенок чувствует себя в безопасности и запросто может во время игры неожиданно выбежать на дорогу. Хотя во дворах ездят с невысокой скоростью, но из-за габаритов автомобиля шофер просто может не увидеть малыша. Особенно это актуально при движении задним ходом. Тут лучше лишний раз выйти из машины и осмотреться, а не ориентироваться только на зеркала заднего вида.
Актуален вопрос и обустройства дорог. Это установка светофоров и “спящих полицейских” на особо напряженных участках. Начиная с лета прошлого года на дорогах, проходящих рядом со школой, стали наносить специальную желтую разметку в виде надписи “ШКОЛА”, чтобы привлечь внимание водителей. Таким образом планируется обозначить все дороги в районе школ.

Примерное поведение

— Есть еще один немаловажный момент, — говорит Дмитрий Корзюк. — Это обучение ребенка родителями и учителями безопасному поведению. Главное — делать это правильно. Чтобы он не занимался механической зубрежкой правил, а осознавал степень опасности и понимал, в каком случае и откуда она может исходить. Культура поведения на дороге должна прививаться с детства, и это задача в первую очередь родителей.
Например, переходя дорогу по регулируемому переходу, следует не только смотреть по сторонам, но обязательно дождаться, когда на всех полосах автомобили остановятся. Такие ситуации надо разъяснять и демонстрировать на собственном примере, а не только повторять, что “зеленый — иди, красный — стой”. В одной из школ ученикам младших классов дали задание выучить, какие существуют виды светофоров. Зачем это знать малышам? При таком формальном подходе вряд ли можно достучаться до сознания ребенка. Детям надо знать, как правильно переходить дорогу, помочь им в этом разобраться, не вдаваясь в технологические подробности. Ведь никакая положительная динамика по детскому дорожному травматизму не сможет уменьшить боль от трагедии. Единственный выход — это ее не допустить.

30 километров в час и не больше

Председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник:
— По инициативе Госавтоинспекции нашей ассоциацией разработан пилотный проект по обеспечению безопасности детей на дорогах. Вначале он будет реализовываться на базе одной из минских типовых школ. При разработке проекта использовался опыт Англии и Швеции. К слову, уровень детской аварийности в европейских странах в три-четыре раза ниже, чем у нас.
Мероприятий мы запланировали немало. Прежде всего это образовательные меры. Нужно, чтобы дети учили правила дорожного движения не как нормативный акт, а вместе с родителями на практике осваивали безопасные способы поведения на дороге.
Инженерные мероприятия включают в себя преобразование окружающей инфраструктуры. Это касается снижения скоростного режима на прилегающих к школам дорогах. Для обеспечения безопасности детей скорость авто должна быть не выше 30 километров в час. Организация стоянок, путей передвижения детей. Информационные меры. Как показал соцопрос, родители и дети нуждаются не столько в назидании, сколько в информации. Идет речь об организации специального сайта и так далее.
И еще один важный момент, выходящий на первый план. Сейчас не совсем понятно кто отвечает за безопасность детей, кто и что должен делать. В итоге впустую расходуется большое количество денежных средств. “Детский фактор” не учтен практически ни в одном нормативе, при проектировании, реконструкции дорог. Так не должно быть. Мы предлагаем также ввести институт межшкольных специалистов по безопасности движения. Чтобы обучением занимался специально подготовленный человек. Если эти мероприятия удастся осуществить, то в будущем можно применять позитивный опыт в масштабах всей страны.
К слову, многие существующие в проекте предложения еще до его появления стали реализовываться на наших дорогах. Мы не изобретаем велосипед. Речь идет о том, чтобы существующие меры безопасности применялись системно, в едином контексте.

Особенности юного возраста

Светлана ВИНИЦКАЯ, психолог:
— Психология ребенка очень сложная, и восприятие мира у него происходит иначе, чем у взрослых. На то, что у взрослого может вызвать чувство опасности, ребенок не обратит внимания или сделает это по-своему. Тем более что дети не всегда могут объективно оценить степень опасности. Например, даже не каждый старшеклассник может реально определить расстояние до приближающегося автомобиля и скорость его движения. При этом детская уверенность в своей правоте может толкнуть его на дорогу в самый неподходящий момент. Боязливо стоящий перед переходом малыш может шагнуть на проезжую часть прямо перед движущимся автомобилем.
Что касается игр возле дорог, то те родители, которые позволяют это ребенку, можно сказать, совершают в отношении своего чада преступление. Ведь психология малыша такова, что, будучи увлеченным игрой, он перестает воспринимать окружающую действительность. И, заигравшись, может выскочить на проезжую часть. Не говоря уже о стандартном примере с укатившимся мячиком. Некоторым детям свойственно задумываться. В таком состоянии они могут запросто шагнуть на дорогу. Поэтому решение подобной детской проблемы лежит полностью на взрослых.

Новость с колес
Подарки от ГТО
Акция “Дети идут в школу”, приуроченная к началу нового учебного года, пройдет на диагностических станциях страны с 23 августа по 3 сентября.
Работники предприятия УП “Белтехосмотр” и диагностических станций проведут консультации по вопросам гостехосмотра и эксплуатации автомобилей и вручат автовладельцам подарки: канцелярские принадлежности, фликеры и сувениры.
Девиз акции — “Проверь автомобиль — обеспечь безопасность детей”. Как известно, исправная автомашина — одно из условий безаварийного вождения.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...