Внимает Богородица мольбам...

Эту икону видела и сама Богородица. А наименование «Владимирская» святыня получила после ряда интересных событий. До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а потом была перенесена в Константинополь. Константинопольский Патриарх Лука Хризоверх в начале XII века послал этот образ в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил икону в Вышгородский монастырь под Киевом. Его сын, князь Андрей, переселяясь в Суздальскую землю, взял икону с собой.

Эта удивительная икона была написана евангелистом Лукой на части деревянного стола, за которым сидел на трапезе Христос со Святым Семейством

Эту икону видела и сама Богородица. А наименование «Владимирская» святыня получила после ряда интересных событий. До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а потом была перенесена в Константинополь. Константинопольский Патриарх Лука Хризоверх в начале XII века послал этот образ в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил икону в Вышгородский монастырь под Киевом. Его сын, князь Андрей, переселяясь в Суздальскую землю, взял икону с собой.

С радостью встречали князя жители Владимира, но он отправился дальше, в Ростов. Проехав не более десяти верст, кони неожиданно стали. Поменяли лошадей, но и те не пошли. Пораженный, князь Андрей стал молиться перед иконой. И тут ему явилась Богородица и велела оставить свой образ во Владимире, а на месте своего явления построить обитель в честь Ее рождества.

Было это в 1160 году. Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени она называется «Владимирская».

Сохранились удивительные истории, записанные в летописях, о чудесах от этой иконы, о том, как земли русские не однажды были спасены народной молитвой перед чудотворным образом Владимирским.

В 1164 году князь Андрей Боголюбский пошел в поход на волжских булгар. Перед битвой князь и все его войско помолились и приложились к образу, взывая к заступничеству Богородицы. Враги были разбиты. После победы прямо на поле битвы был совершен молебен перед иконой. И тут на глазах у всего войска совершилось чудо: от образа и Креста шел дивный свет, озаривший всю местность. И точно в это же время на другом конце христианского мира византийский император Мануил увидел свет от Креста Господня и одолел своих врагов-сарацин. Тогда же был установлен праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. В народе называют — Первый Спас. Еще одна история от чудотворного образа связана с именем Тамерлана. В 1395 году его полчища подошли к Москве. Великий князь Московский Василий Дмитриевич велел принести икону из Владимира в Москву.

Весь народ московский с великим князем вышел встречать Владимирскую икону. Вняла Богородица мольбам. В то же время Тамерлану было видение: с горы спускались святители с золотыми посохами, а над ними в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена, и бесчисленные ангелы с огненными мечами окружали Ее. Татарские мудрецы и старейшины растолковали, что это и есть заступница православных, Матерь Божия, и сила ее неодолима. Тотчас Тамерлан повернул полчища назад. Этим событием были поражены и татары, и русские. А в летописи об этом записано: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

На этом месте в память о событиях был построен Сретенский монастырь. А икону после 242-летнего пребывания во Владимире перенесли в Москву в кремлевский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Помогла чудотворная Владимирская икона и в 1480 году, когда ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских землях. Но внезапный страх обуял татар, и Ахмат не решился пойти на русское войско, повернул назад. В память об этом событии в Москве стали ежегодно совершать крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь.

В 1521 году на Москву повел татар казанских и ногайских казанский хан Махмет-Гирей. Весь народ вместе с Митрополитом Варлаамом горячо молился перед образом Владимирской. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

В память об этих спасительных событиях установлены празднования Владимирской иконы Божией Матери: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

С 1936 года святыня хранилась в Третьяковской галерее. Сейчас она находится в Московском храме святителя Николая «в Толмачах», при Государственной Третьяковской галерее.

Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter