Внешнеэкономическая деятельность предполагает системный подход

В рамках реализации программы развития торгово-экономических связей между Беларусью и Россией в Санкт-Петербурге недавно открылось представительство Белорусской торгово-промышленной палаты в Российской Федерации...

Как известно, в рамках реализации программы развития торгово-экономических связей между Беларусью и Россией в Санкт-Петербурге недавно открылось представительство Белорусской торгово-промышленной палаты в Российской Федерации. Основной задачей представительства является содействие развитию взаимовыгодного партнерства между предприятиями обеих стран, расширению экспортного потенциала белорусских предприятий, увеличению взаимного товарооборота и привлечению в нашу страну российских инвестиций. 

Для анализа существующего положения дел в производственных и торговых взаимоотношениях Беларуси и России новосозданное представительство проводит опрос белорусских предприятий с целью подготовки программы деятельности, отвечающей актуальным потребностям белорусских товаропроизводителей. На вопросы «Рэспублiкi» отвечает начальник отдела внешнеэкономического сотрудничества Белорусской ТПП Геннадий Чемерко. 

— Геннадий Николаевич, традиционно именно Россия занимает первое место во внешнеторговом обороте с Беларусью. Нашей страной принята стратегия развития торгово-экономических отношений с Российской Федерацией через прямые связи с российскими регионами. Учитывая открытие представительства в Санкт-Петербурге, какова роль торгово-промышленной палаты в осуществлении этой стратегии? 

— Руководство и специалисты Белорусской торгово-промышленной палаты давно обратили внимание на огромные перспективы работы в российских регионах. Именно с этой целью на протяжении нескольких последних лет совместно с коллегами из региональных торгово-промышленных палат при поддержке отделений Посольства Беларуси в России БелТПП проводит многочисленные мероприятия, стимулирующие экономическое сотрудничество с регионами, как в близлежащих, так и в отдаленных областях нашей восточной соседки. 

Делегации белорусских деловых кругов посетили под эгидой БелТПП практически все российские регионы, во многих из них проводятся наши национальные выставки или размещаются отдельные белорусские экспозиции. За первое полугодие нами организовано 46 масштабных мероприятий с представителями 19 российских регионов. Причем география сотрудничества очень широка – от Калининграда и Смоленска до Алтайского края и Амурской области. 

Для еще большей активизации работы на российском рынке в Санкт-Петербурге было открыто представительство БелТПП. Выбор Северной столицы России неслучаен, ведь с экономической точки зрения Северо-Западный федеральный округ – мощнейший регион России, но до последнего времени белорусские предприятия были представлены там не так широко, как в Москве. 

— До половины белорусского экспорта приходится на государства СНГ. Какое влияние оказывает БелТПП на повышение эффективности продаж на рынках бывшего СССР? 

— Действительно, экспорт из Беларуси в страны СНГ, по данным за 5 месяцев этого года, увеличился почти на миллиард долларов США в сравнении с аналогичным периодом прошлого, а доля стран СНГ возросла  в этом году с 41 % до 46 % в общем объеме экспорта Республики Беларусь. Есть в этом и  заслуга торгово-промышленной палаты. Весьма успешное развитие получило сотрудничество и взаимодействие торгово-промышленных палат стран СНГ в сфере экспертизы, а также аттестации самих экспертов. 

Напомню, что в ноябре 2002 года была создана Единая система экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров системы «ТПП Эксперт СНГ». Результатом деятельности рабочих органов единой системы явились разработка и внедрение более 100 унифицированных в рамках СНГ стандартов оказания экспертных услуг. Разработаны и приняты единые на пространстве СНГ программы подготовки и переподготовки специалистов в области экспертизы. Создан Реестр экспертов по товарной экспертизе системы «ТПП Эксперт СНГ», в который входит на сегодняшний день 251 эксперт, из них 39 экспертов — от Белорусской ТПП. 

— В последние годы растет удельный вес товарооборота с европейскими странами. Что представляет собой белорусский экспорт в Европу? 

— По объемам экспорта ЕС уже несколько лет занимает первое место среди торговых партнеров Беларуси. Однако структура нашего экспорта в европейские страны в основном однообразна: нефтепродукты, калийные удобрения, полимеры этилена, шины, лесопродукция, синтетические нити, черные металлы и изделия из них, провода и кабели, тракторы, в некоторой степени мебель. При этом наблюдается вполне определенная тенденция: например, удельный вес нефтепродуктов в общем объеме экспорта в Нидерланды достигает почти 98 %, в Великобританию – 96 %, в Латвию – 69 %; проката и изделий из черных металлов в Италию – 63 %. Номенклатура других товаров, как правило, незначительна. Исключением являются наши ближайшие соседи – Польша, Литва и отчасти Германия, поставки в которые более диверсифицированы. Поэтому говорить о том, что белорусские товаропроизводители успешно осваивают рынки стран Европы, было бы слишком оптимистично. По некоторым товарам есть определенный прогресс, но, в целом, рынок Европы остается непаханой целиной для белорусских товаропроизводителей. О путях освоения этого рынка стоит задуматься и начать предпринимать конкретные шаги. 

— Объем выпуска промышленной продукции в Беларуси постоянно растет. Какова в целом роль БелТПП в освоении новых рынков? 

— Разумеется, значительная доля всех произведенных товаров продается на традиционных рынках, но нельзя забывать и об освоении новых. Выполняя рекомендации правительства, БелТПП регулярно организует торговые миссии в странах, внешнеэкономические отношения с которыми развиты недостаточно и имеется большой потенциал для их развития. В качестве примера могу назвать организованные палатой за последние два с половиной года визиты в Панаму, Мексику, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Южную Корею, Индию, Алжир, Канаду, Японию. Проведены выставки в ЮАР, Панаме, Китае, Иране, Вьетнаме. Начата активная подготовка Национальной выставки Республики Беларусь в Венесуэле. 

Хотя на первоначальном этапе эффективность мероприятий не очень высока и уступает эффективности визитов и выставок в странах, где белорусскую продукцию хорошо знают, это все же создает основу для дальнейшего сотрудничества, а белорусские участники лучше понимают, насколько их продукция востребована на новом рынке и какие требования к ней предъявляются. Именно системный стратегический подход способствует упрочению позиций белорусских товаропроизводителей на внешних рынках. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter