Вне зоны действия
27.06.2009
Происшествия, считающиеся дорожно–транспортными, без запинки перечислит любой выпускник автошколы. А вот вопрос, в каких случаях можно рассчитывать на выплату страховой компании, наверняка поставит в тупик даже опытного шофера. Многие очень удивляются, когда впервые слышат формулировку «нестраховой случай» (пострадавшему нечего надеяться на выплаты страховой компании, например, если у обоих участников аварии нет действующей «автогражданки»). Получать отказ всегда неприятно, но что поделаешь — придется пострадавшей стороне добиваться компенсации от виновника аварии в суде. Упредить такие случаи зачастую все же можно.
Самая типичная ситуация. Виновник небольшого столкновения предлагает замять дело. «Зачем ГАИ вызывать? Бампер чуть–чуть треснул — 150 у.е., и по домам», — уговаривает он пострадавшую сторону. «Чего в бутылку лезть», — соглашается водитель, забирает деньги и уезжает. Дальнейший сценарий часто предсказуем. На автосервисе вдруг выставляют огромный счет за повреждения, которые обнаружили после снятия бампера. Обращаться в страховую компанию поздно — авария не зарегистрирована в ГАИ, а значит, это нестраховой случай.
— Нужно отдавать себе отчет, что, покинув место ДТП, вы не только нарушите ПДД, но еще и рискуете потратить на ремонт гораздо большую сумму, чем «компенсация» виновника, — предупреждает заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергей Рабецкий. — Не все дефекты сразу заметны, тем более непрофессиональному оценщику. Например, удар пришелся в переднее колесо. Значит, могут быть повреждены элементы подвески или рулевого управления.
А это уже совсем неприятный случай: с какого–нибудь «Москвича» прямо на капот падает плохо закрепленный шкаф или другой груз. Да, виновник нарушил правила перевозки грузов. Но получить компенсацию в страховой компании, увы, не сможете. Это тоже оговорено в законодательстве. «Страховым случаем будет считаться, к примеру, если отделилось колесо или любая другая часть транспортного средства, в результате чего причинены повреждения другому автомобилю», — уточняет Сергей Рабецкий.
Кстати, пострадавший в ДТП даже при выполнении двух важных условий (наличии действующей страховки и вызове на место ДТП сотрудников ГАИ) может получить отказ в компенсации. Многие торопятся и до оценки ремонтируют авто, почему–то считая, раз инспектор ГАИ зафиксировал в протоколе повреждения, то этого достаточно. «Но справка, выданная на месте ДТП, не является основанием для определения размера вреда. И если автомобиль не осматривал специалист страховой организации или оценщика, а он уже восстановлен, то компания вполне обоснованно откажется возместить вред, — говорит Сергей Владимирович. — Обращаться на СТО нужно только после проведения оценки повреждений специалистом страховщика или оценщика».
И обратная ситуация: выплата производится, даже если не удастся выяснить, кто в момент аварии находился за рулем, зато известно, чья это машина. Речь про случаи, когда виновник сбегает с места аварии на своих двоих. Потом владельца авто ищут по регистрационному номеру или номеру кузова. Как–то «Запорожец» врезался в «Лексус». Парни трусливо сбежали, оставив образец советского автопрома на перекрестке. В ГАИ установили — машина принадлежит пенсионеру. Дедушка долго объяснял, что продал ее каким–то ребятам на запчасти (договор купли–продажи никто не оформлял, а значит, «Запорожец» формально принадлежал пенсионеру). Увы, решение суда было не в пользу старика, немалый ущерб теперь ему приходится выплачивать из своей пенсии... Это очень показательный случай, чем чревата полулегальная продажа автомобиля, в том числе по доверенности.