Как помогают подросткам избавиться от различных зависимостей в реабилитационном отделении «Сфера»

Вне зависимости

Социальный педагог Елена Чернякевич работает не только с детьми, но и с их родителями, чтобы сообща решить проблему зависимости
Точно так же, как молодеют многие болезни, считавшиеся возрастными, скажем, гипертония и инсульт, снижают возрастную планку и зависимости. Подросток–наркоман или 10–летний мальчик с неконтролируемой тягой к компьютерным играм — вполне реальные случаи. Соответственно и помощь здесь должна строиться по другим правилам, учитывая специфику не до конца сформировавшегося организма. По таким принципам работает социально–реабилитационное отделение «Сфера» СПЦ Первомайского района Минска — за последние 2 года здесь помогли более чем 150 подросткам. И почти 50 родителям. Это один из многих нюансов работы с ребятами: их социальное становление и взросление во многом зависит от отношений в семье.

Отделение «Сфера» в режиме эксперимента открылось в октябре 2015–го, а уже в начале следующего года за консультацией обратились первые подростки. И хотя работает оно в Первомайском районе, территориальных ограничений нет — сюда обращаются ребята и родители со всего города. Такие социально–реабилитационные отделения для подростков открылись с начала 2018 года в каждом районном социально–педагогическом центре Минска, а значит, квалифицированная помощь в непростой ситуации станет еще доступнее. Ведь родители чаще всего действительно теряются, когда понимают, что ребенок, которого они помнят послушным и милым, приобрел пагубную тягу. И даже с банальной на первый взгляд игровой зависимостью, когда внимание всецело приковано к экрану компьютера или смартфона, не всегда могут разобраться самостоятельно, особенно действуя одними лишь запретами и наставлениями.

— Свое отделение мы назвали «Сфера», потому что в широком смысле это то, что человека окружает, и то, за что он несет ответственность. Стараемся донести до ребят, что происходящее вокруг зависит от них и они могут его изменить. Одновременно наше название отражает то, что подростку здесь нужна помощь окружения — как психологов, так и правильной компании, с которой он общается, а в первую очередь семьи. Мы не работаем со случаями, когда речь идет о полноценной физической зависимости — тогда необходима уже медикаментозная помощь. Наши пациенты — это те, кто, например, разово пробовал наркотики, был замечен за употреблением алкоголя. Хотя некоторые уже состоят на учете в наркологическом диспансере. К нам подростки как приходят по рекомендациям комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений образования, так и самостоятельно обращаются — только в этом году было 6 случаев. Чаще всего мы работаем и с их родителями, потому что иначе невозможно изменить ситуацию или сложившееся положение. Условно все зависимости можно разделить на два типа — химические и поведенческие, мы работаем с обоими. Причем список химических зависимостей (алкоголизм, наркомания, токсикомания) обновляется, и сегодня можно говорить, например, о разновидности токсикомании, когда вдыхают газ, содержащийся в зажигалках, — рассказывает директор государственного учреждения образования «Социально–педагогический центр с приютом Первомайского района» Марина Юсупова.
В реабилитационном отделении «Сфера» принимают как детей, так и подростков — здесь ждут ребят от 10 до 18 лет

Вообще, первые тревожные признаки химической зависимости, особенно наркомании, хорошо известны — расширенные зрачки, заторможенное или, наоборот, агрессивное поведение, необычная тяга к сладкому. Насторожить могут и появившиеся в рюкзаке или карманах странные вещи вроде сложенной бумажной купюры или отдельно лежащей трубочки для сока без самого пакетика. В плане общения — это резкая смена круга знакомых и друзей, когда прежние товарищи, например, по школе или спортивной секции, практически не появляются в жизни подростка, а их место занимают те, кого еще полгода и рядом не было. Или частые разговоры по телефону, которые ребенок старается вести скрытно — выходить в другую комнату или обещать перезвонить, если рядом родители. Вопросы должна вызвать и просьба дать денег без внятных объяснений почему и зачем.

Самый же яркий пример поведенческой зависимости, с которым приходится сталкиваться работникам отделения, — игровая. Где именно пролегает тонкая грань между обычным увлечением, присущим сегодня едва ли не всем детям, и неконтролируемой тягой? Ответ прост: если игры начинают мешать привычному распорядку, учебе, регулярно отвлекают от домашних дел, то можно говорить о начальных стадиях зависимости. Если на приглашение к ужину, напоминание о невыученных уроках постоянно слышится «потом, только доиграю» — это первый звоночек. То же самое и в отношении непрерывного серфинга в интернете. Тем более если на попытку выключить компьютер или забрать телефон ребенок реагирует агрессивно. Однако социальный педагог отделения «Сфера» Елена Чернякевич делает акцент на разумном подходе:

— Да, родители должны быть внимательны, но не перегибать палку. В конце концов, если ребенок просит деньги и почему–то стесняется говорить о цели, возможно, он просто хочет угостить понравившуюся девочку или сводить ее в кино. Тревогу нужно бить не по одному признаку, а когда совпадут хотя бы несколько, иначе из–за своих неоправданных подозрений можно потерять детское доверие. Специфика работы с подростками в том, что мы имеем дело с не до конца сформировавшимся организмом — происходят изменения в гормональной системе, которые влияют на поведение. Развиваются еще и отделы мозга, а потому подростки часто не улавливают причинно–следственные связи, не осознают, что за употреблением наркотиков, особенно так называемых дизайнерских, может стоять зависимость. В моей практике был и 13–летний ребенок, употреблявший спайсы, и 11–летний мальчик с серьезной игровой зависимостью. В таком случае половина, если не больше, нашей работы проходит именно с родителями. Они должны изменить свое отношение так, чтобы у ребенка не было нужды искать впечатления или общение в виртуальном мире. Проблемы в семье очень часто становятся первопричиной таких зависимостей, например, развод родителей. Причем дело может быть не только в дефиците внимания, но и в его избытке, когда уход в интернет служит ответной реакцией на гиперопеку.

akostyukevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter