Вне времени и пространства

В последнее время обнаруживается все больше желающих провести свободное время не в солнечной Анталии, а пусть в немного дождливой, но от того не менее привлекательной родной стране.
В последнее время обнаруживается

все больше желающих провести свободное время не в солнечной Анталии, а пусть в немного дождливой, но от того не менее привлекательной родной стране. Есть и у нас на что подивиться - я имею в виду не только голубые озера и давно уже переставший быть экзотикой Мирский замок. Немало и более необычных маршрутов. Вот только можно ли, кроме как "своим ходом" или загородным автобусом, добраться до заветных пунктов? В какой-нибудь Пустынковский монастырь или в белорусские Лазенки?

Выезжая из Субботников, отрываясь от завораживающего богослужения в местном костеле, попадаешь в спокойную деревеньку, встречающую статуей Девы Марии, отчего кажется, будто очутился в соседней Литве, где подобные малые архитектурные формы - обычное явление. А это всего лишь наш Жемыславль или, как говорят местные, Жемыслав.

Если же позволить себе стать к Деве Марии спиной, то вас поприветствует другой персонаж - советский бронзовый воин, после войны появившийся перед местной достопримечательностью - дворцом Умястовских. Ныне "палац" частично занят под колхозный "офис", но в основном пребывает в запустении.

А ведь в конце XIX века в некоторых постройках наших Лазенок (оттого так величаемых, что были сооружены в подражание знаменитой резиденции польских королей под Варшавой), после войны служивших приютом многим сельчанам - до сих пор на почтовых ящиках можно прочитать распространенные в деревне фамилии, - была научная база Виленского университета.

- Почему все так "занядбана"? - спрашиваю без надежды услышать рецепт спасения у бабушек.

- Няма Мястоускiх. Няма гаспадара. Няма каму глядзець, - на сочном "тутэйшым" диалекте с ноткой фатализма в голосе изрекает здешняя жительница по имени Янина. Всем все понятно.

Не хватает Жемыславлю внимания. Не только от местных жителей, сознающихся и кающихся в беспомощности помочь своей жемчужине, но и от нас, соотечественников, редко навещающих этот заброшенный уголок. И я вряд ли когда-нибудь добрался бы в этот край, да присоединился к "вандроуцы" - так именуют свои путешествия энтузиасты из студенческого клуба "Этно" Белгосуниверситета культуры. Узнал о будущем путешествии совершенно случайно из объявления в столичной газете. Решил ради любопытства поучаствовать...

Идея ездить в "дикие", не освоенные туристами места белорусской глубинки родилась у них еще в ноябре 2002 года. Ребята решили: раз получаем знания (специальность у них - музейное дело и охрана памятников старины), то пора бы и на практике их применить.

- Все организации, приглашающие в путешествия по Беларуси, работают по стандартным маршрутам, разработанным еще в начале 90-х годов, - делится своими наблюдениями один из организаторов "вандровак" студент 4-го курса БГУК Змицер Касперович. - Мы же, даже когда отправляемся по избитой дороге, всегда добавляем к классике пару изюминок - те места, куда не заглядывают обычные туристы. Если едем в Мир и Новогрудок, обязательно по дороге посещаем Любчу, Щорсы, Лиду, Ивье, Дуды, Вселюб.

Есть в этом во всем один примечательный момент. Не секрет, что большинство выпускников факультетов исторической направленности не находит работу по специальности. А собственно белорусский туризм у нас еще только взрослеет. В будущем такие уик-энды "для себя" имеют все шансы превратиться в прибыльные "экзотические" туры. И ребята, похоже, это уже осознают.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter