"Вне театра я позволяю себе роскошь быть самой собой"

А на сцене актриса Анна Маланкина играет соблазненную Парижем пламенную революционерку и мечтает о еще более неожиданной роли

А на сцене актриса Анна Маланкина играет соблазненную Парижем пламенную революционерку и мечтает о еще более неожиданной роли

25 марта в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького бенефис одной из лучших его актрис Анны Маланкиной. В свой юбилейный вечер на сцену она выйдет в премьерном спектакле «Ниночка» в роли главной его героини. Любовь… Приключения… Париж… Так обозначен в афише жанр постановки, созданной мэтром Русского театра Борисом Луценко по пьесе французского драматурга Мельхиора Ланжьеля. Сюжет спектакля весьма любопытен. В начале ХХ века трое красных эмиссаров отправляются в Париж с секретным заданием — продать для пополнения госказны национализированные советской властью бриллианты. Однако, вкусив сладкой заграничной жизни, посланцы революции не слишком торопятся обратно. Урегулировать ситуацию призвана несгибаемая коммунистка Ниночка Якушева. С чрезвычайной миссией она отправляется из Москвы в Париж, еще не зная, что встретит там свою самую большую любовь, которая перевернет в ее жизни все…

— Анна, спектакль поставлен специально на Маланкину. Почему именно он и именно для вас?

— Я не сказала бы, что постановку делали на меня. Так получилось в результате. Борис Иванович Луценко долго искал актрису для этой роли. Пробовались многие. Когда обратились ко мне, я прочитала пьесу, и ее героиня мне сразу понравилась. Я поняла, что это совершенно потрясающая роль: на глазах зрителей происходит преображение Ниночки из зашоренной, говорящей плакатными фразами «комиссарши» в женщину. К тому же сюжет с приключениями, драматической историей любви, борьбой идеологий и чувств. Словом, роль меня увлекла, Борис Иванович не стал больше никого искать. Наверное, увидел во мне Ниночку. Как потом мне рассказывали, шутил по этому поводу, мол, в отличие от других актрис Маланкина, пожалуй, могла бы улана шашкой зарубить.

— Кстати, как вы ощущали себя в роли несгибаемой революционерки?

— Эта роль стала действительно моей, и для этого над созданием образа Ниночки мы много работали и с режиссером Борисом Луценко, и с моим партнером по сцене Сергеем Чекересом.

— По пьесе «Ниночка» в 1939 году был снят одноименный фильм с Гретой Гарбо в главной роли. Смотрели ли вы его и не смущало ли вас возможное сравнение с великой актрисой?

— Грета Гарбо, безусловно, звезда, и мне очень интересно было следить на экране, как она играет мою героиню. Фильм милый и обаятельный. Но Ниночка в нем совершенно другая, с более плавной что ли историей перемен в судьбе. В нашем сценарии и спектакле драматизма намного больше. И Ниночка более жесткая, яркая, страстная, открытая.

— Вы обладательница звездной театральной фамилии, ваш отец Владимир Андреевич Маланкин был известным режиссером и педагогом, основателем белорусской артистической школы. Это предопределило вашу актерскую судьбу?

— С одной стороны, конечно, ведь я росла в театральной среде. Хотя с другой — я вовсе не мечтала с детства стать актрисой, не занималась в самодеятельности, меня вообще очень смущали любые выступления на публике. Возможно, к театру меня подтолкнули слова отца, сказанные им как-то маме в отношении меня, мол, актриса — неплохая профессия для женщины. К сожалению, я в то время была еще слишком мала, чтобы обсуждать с ним подобные темы. Отец ушел из жизни, когда мне было 12 лет, но его слова остались как напутствие. Поэтому я решила попробовать. Думала так: если провалюсь в театральный, пойду в радиотехнический. В точных науках я была довольно сильна. Однако не пришлось. Поступила в театральный. Безусловно, меня тогда поддержали. И потом, уже в театре, со стороны учеников и последователей отца я не раз чувствовала трепетное отношение к себе не только как к молодой актрисе, а как к дочери Маланкина. Сегодня, когда на сцене я уже 20 лет, когда сыграны десятки ведущих ролей, думаю, все же помогали мне не зря. Из дочери Маланкина я выросла в Анну Маланкину, актрису с собственной состоявшейся творческой судьбой. Несколько лет назад лучший друг моего отца, известный диктор, педагог Илья Курган сказал мне: «Маланкину было бы не стыдно за тебя в профессии». Для меня эти его слова – самая высокая оценка.

— Сегодня вы действительно одна из лучших актрис Русского театра. В чем, по-вашему, рецепт успеха?

— Он только один: когда выходишь на сцену, насколько можешь на этот день и час, будь честным, отрытым, не жалей своих истинных жизненных эмоций. Знать главные приемы ремесла – это хорошо. Но нужно стараться воспламенить каждую роль своим внутренним человеческим огнем, чтобы в ней присутствовала твоя личностная сущность. Не всегда это получается, не всегда хватает сил физических и духовных. Но именно этому правилу я стараюсь следовать, выходя на сцену.

— Почему в театре вас называют актрисой непредсказуемой? С вами тяжело работать?

— Со мной сложно. Я задаю вопросы, хочу вникнуть в суть, высказываю свое мнение, предлагаю свои варианты. Словом, всячески мешаю работать режиссерам. Ведь они, как правило, хотят, чтобы актер был полым сосудом и наполнялся только их режиссерской сущностью и представлениями. А мне так неинтересно. Я люблю процесс сотворчества.

— Есть ли роль желанная, несыгранная?

— Например, булгаковская Маргарита или Настасья Филипповна из «Идиота». Вообще, я хотела бы сыграть моноспектакль, но не нашла еще для него материала. Одна пьеса зреет, но такой, чтобы я сейчас же за нее схватилась, пока нет.

— А как складываются ваши отношения с кино?

— Очень люблю кино. Обожаю работу на площадке, крупные планы. Но меня не снимают. Последний удачный опыт — у Александра Ефремова в фильме «Дунечка». Я сыграла учительницу и получила приз за лучшую роль второго плана на Национальном кинофестивале в Бресте. Пока это самая большая моя победа в кино.

— Признайтесь, в жизни играть случается?

— Стараюсь этого избегать и четко разделять свою профессию и жизнь. В театре нужно работать профессионально и не заигрываться до клинических случаев. А вне сцены — жить честно, открыто, следуя своим истинным внутренним побуждениям и чувствам. Хотя бывают случаи, когда маска в жизни не помешала бы. Но мне это неудобно. Потому вне сцены я позволяю себе роскошь быть самой собой.

— И какой же?

— Разной. Веселой и шутливой, строгой и замкнутой, раздражительной, когда что-то не складывается… Любящей гулять по лесу, читать, смотреть кино или уединившейся от всех, чтобы сосредоточиться. Мечтающей когда-нибудь заняться флористикой, на что никак не хватает времени. Его вообще последние месяцев семь катастрофически не хватает — у меня целая обойма спектаклей. Единственное, что успеваю между ними и репетициями, — попытаться повоспитывать дочь, помочь ей с уроками.

— Домашние вас понимают?

— Им со мной, конечно, непросто, но понимают и даже слишком. Потому, когда плотно занята в театре, дома я живу, как в раю. Меня не загружают никакими хозяйственными делами, для меня всегда готов и стол, и дом. Муж, мама очень мне помогают. Ну а когда в театре посвободней, с удовольствием за домашними ухаживаю я, готовлю, вкусно кормлю.

— Чего вам в жизни не хватает?

— Понимания, что наступающая после накала страстей на сцене опустошенность — это нормальное человеческое состояние, когда организм просто требует: давай, хозяйка, отдохнем, телевизор посмотрим, поживем ровно, спокойно. Мне же все время хочется быть на эмоциональном пике, я к этому стремлюсь всегда, вот только пока не нашла постоянный, мощный энергетический источник. Наверное, все же не зря советовал Чехов никогда не жениться на актерках, писательницах, художницах. Сложно существуют они в обычной жизни, им нужны страсть, подпитка, какие-то пиковые ситуации. А еще я хотела бы, чтобы какой-нибудь режиссер предложил мне совершенно неожиданную роль, чтобы увидел во мне то, о чем я и сама не подозреваю, чтобы открылись новые, до сих пор неизвестные грани в моем творчестве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter