Вначале было имя

Череду унылых новостей нашего футбольного межсезонья на этой неделе информационным тротилом взорвал официальный сайт клуба МТЗ–РИПО...

Череду унылых новостей нашего футбольного межсезонья на этой неделе информационным тротилом взорвал официальный сайт клуба МТЗ–РИПО. Оказывается, там вовсю идет конкурс на новое название для команды. «Алмаз» и «Аргон», «Арсенал» и «Бастион», «Литвиния» и «Немига», не говоря уже о «Спартаках», «Спутниках», «Торпедо» и «Тракторах», замелькали по всей спортивной хронике, и, знаете ли, захотелось поразмышлять.


С чего бы начать? Маркетологи уверены: «Имя» — это первое, что узнают о вашей фирме клиенты и партнеры. Точное оригинальное название станет для нее лучшей рекламой. И, наоборот, раскручивать бизнес, который символизирует труднопроизносимая словесная конструкция, будет намного труднее.


А теперь зайдем, так сказать, с другой стороны. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Доводилось ли вам слышать, игроков и поклонников какой спортивной команды называют «задницами»? А ведь таково прозвище победителя последней лиги чемпионов «Барселоны». Дело в особенностях стадиона «Лес Кортс», на котором до постройки «Камп Ноу» выступали каталонцы. Когда человек снаружи подходил к арене, первое, на что он обращал внимание, — длинный ряд сидящих на верхотуре болельщиков. Точнее, их свисающие вниз филейные части. «Задницами» фанатов и игроков «Барсы» зовут до сих пор — в первую очередь поклонники мадридского «Реала». Последних в Барселоне, что любопытно, с долей иронии называют «меренгес» — так же, как и дорогие пирожные с экзотическими фруктами, которые по карману только состоятельным людям. Впрочем, это мы уже отвлеклись — какая из «Барселоны» задница?!


На старт нынешнего чемпионата страны по волейболу вышла команда с таким названием, что, кажется, придумать его можно было только если представлять себя той самой «Барселоной». «Юниор-2010-РГУОР-РЦОР». Можно ли такое выговорить? Понятно, что всеми, кто принимал решение о создании такого коллектива, двигали самые светлые чувства, но кажется, что лучше бы эту волейбольную команду «Волейболом» и назвали. Да и на обыкновенный «Юниор» никто бы не обиделся. Ведь и так понятно, что играют в команде молодые игроки, некоторые из них даже не успели еще окончить среднюю школу. Главный тренер этой Даздрапермы нашего волейбола Сергей Кононов, однако, не спешит соглашаться с упреками в крайней неблагозвучности названия своей команды. Кстати, о Даздраперме. Такое имя было модным на заре советской власти, значило всего лишь «ДА ЗДРАвствует ПЕРвое МАя!». Говоря о «Юниоре-2010-РГУОР-РЦОР», тренер Кононов считает вполне логичным указание в названии команды организаций, которые обеспечивают ее существование. Трудно, правда, понять, какой прок Республиканскому государственному училищу олимпийского резерва и Республиканскому центру олимпийского резерва от присутствия в названии коллектива, который ко вчерашнему дню умудрился проиграть 10 матчей чемпионата с катастрофической разницей по счетам — 0:30. Тонкую ниточку на пути к резонам удается обнаружить только при упоминании Кононовым главной цели создания «Юниора» — подготовке к юниорскому чемпионату Европы, который наша страна примет в следующем, 2010 году. Но там будущие дивиденды РЦОРу с РГУОРом еще только предстоит заработать...


В баскетбольном чемпионате «Виталюр–РГУОР» играет с «Темпом–ОШВСМ», а «Сож–БелГУТ» пытается бороться с БрГУ. Еще в ходу РЦОР, КиС и другая, с позволения сказать, абракадабра, которую так и хочется отправить если не в корзину истории, то хотя бы в баскетбольную корзину.


— Или я не прав? — спрашиваю у директора рекламного холдинга «SMG–Беларусь» Петра Попелушко.


— На самом деле первично не название, а команда. Если баскетболисты или волейболисты показывают хорошую игру, имеют постоянную зрительскую аудиторию, то «раскрутить» можно любое название. Вот вы же не станете отрицать, что сегодня брэнд БАТЭ известен больше своей футбольной составляющей, чем аббревиатурой Борисовского завода автотракторного электрооборудования? За последний год этот клуб сделал гигантский шаг вперед в продвижении собственного имени. И сегодня БАТЭ — это уже не только умелая игра и зрительская любовь, но и серьезный товар, который прекрасно знает себе цену.


— Пусть БАТЭ развивается, а вот что вы скажете о «Юниоре-2010-РГУОР-РЦОР»?


— Если уж пошли такие сложные конструкции, то мне куда ближе Эдсон Арантес ду Насименту, Мануэл Франсиску Душ Сантуш или, например, Роналдо Луис Назарио де Лима. Каждый любитель футбола знает этих великих игроков, однако из–за крайне сложных для восприятия бразильских фамилий они вошли в историю, как Пеле, Гарринча и Роналдо. Так уж устроена человеческая память, что она не способна запоминать длинные имена или названия. И поэтому, не будь у Пеле с Гарринчей кличек, мы бы с вами, скорее всего, называли их Эдсоном или Мануэлом. «Юниор-2010-РГУОР-РЦОР» я бы тоже назвал просто «Юниором».


— Тогда зачем, на ваш взгляд, волейболисты приделали к названию столь громоздкие уши?


— РГУОР — это папа, а РЦОР — мама?


— Что–то вроде этого.


— Ну вот вы и ответили на свой же вопрос. В наших спортивных командах по–прежнему больше думают не о том, как заработать, а о том, как потратить. Задача — угодить спонсорам, патронам, просто начальству, но только не болельщикам. Вернее будет сказать, что болельщикам пытаются угодить в последнюю очередь, а значит, мало думают над тем, как создать у поклонников такой образ команды, чтобы любому мальчишке захотелось быть к ней причастным. И здесь я имею в виду не только пресловутую атрибутику — у каждого клуба должна быть своя стратегия развития. И определение названия команды должно в ней играть одну из важнейших ролей.


Оглянемся по сторонам. Осенью в России стартовал первый сезон Молодежной хоккейной лиги. Не берусь судить, сколь успешным в итоге он окажется, а пока предлагаю обратить внимание на то, что команды МХЛ имеют не совсем привычные нашему слуху названия.


«Молодые россияне должны играть в современном, зрелищном и качественно новом чемпионате, — выражает точку зрения новой волны менеджеров исполнительный директор МХЛ Дмитрий Ефимов. — Предложив уйти от обидной «двойки» в названиях молодежных команд (СКА–2, «Спартак–2» и т.п.), мы в первую очередь хотим подчеркнуть: МХЛ — это не лига дублирующих составов КХЛ, новичков клубов или «младших братьев». Это не «вторичные» игроки, по каким–то причинам не играющие в основной команде, а полноценные молодежные команды, которые сражаются в своем полноценном чемпионате. Яркие и образные названия команд только добавят красок в спортивное состязание».


Сегодня в лиге играют «Русские витязи», «Омские ястребы», «Сибирские снайперы», «Стальные лисы». А медведей так и вовсе два состава — «Кузнецкие» представляют Новокузнецк, а «Белые», что несколько удивительно, — Челябинск. Первые отзывы о системе МХЛ положительные, потихоньку она превращается в кузницу кадров для Континентальной хоккейной лиги. И появляющиеся в газетах афиши вроде «Медведи против Рысей» только добавляют лиге зрительского внимания.


Настоящим же заповедником, где открыто гуляет фантазия менеджеров, является американский спортивный рынок. Там куда ни кинь — всюду звери. Взять хотя бы хоккейные клубы: «Пингвины», «Хищники», «Акулы», «Пантеры», «Койоты», «Утки». В других американских видах спорта тоже есть команды с забавными названиями. Так, в бейсбольном клубе из Чикаго играют «щенки» (Cubs). Трудно сказать, стечение ли это обстоятельств, но «Чикаго Кабз» не могут выиграть чемпионат США вот уже ровно сто лет.


А вот, скажем, выступающая в одной из низших баскетбольных американских лиг «Атланта Кранк». Ху из «кранк»? Мудреное словечко означает как популярную на американском Юге разновидность хип–хопа, так и состояние алкогольно–наркотического опьянения. Кто его знает, что имели в виду хозяева команды...


Трудно однозначно определить и то, какие цели преследовал мэр города Черкассы Сергей Одарич, когда давал «добро» на создание баскетбольной команды «Черкаськi Мавпи» («Черкасские обезьяны»). Для прессы он объяснил происхождение названия так: «Во–первых, потому что год основания (2004–й) был годом Обезьяны. Во–вторых, обезьяна, как никакой другой зверь, походит на баскетболиста». А что было на самом деле? Негласным владельцем команды считался, да и считается бизнесмен Михаил Бродский. И «Мавпы» очень даже помогли ему в его делах. В прошлом году Бродский расколол украинский баскетбол, создав Украинскую баскетбольную лигу. Она открыто конфликтовала с федерацией баскетбола Украины, однако уже этим летом признала свое поражение. «Мавпы», которые из–за раздрая внутри команды (легионеры пошли против местных) завершили прошлый сезон вдали от пьедесталов, в июле демонстративно хлопнули дверью. Теперь играют во втором дивизионе силами молодых ребят. Ну почти как наш «Виталюр», правда, с небольшой оговоркой. Одарич по–прежнему «кирует» городом, а Бродский... В 2004 году в год основания «Мавп» он самовыдвигался в президенты Украины, жестко критиковал Ющенко, позже входил в блок Тимошенко, которую позже тоже жестко критиковал. Стоит ли говорить, что в нынешней предвыборной кампании Михаил Бродский опять в первых рядах. И между прочим, согласно поданным налоговым декларациям занимает почетное второе место среди кандидатов в украинские президенты. За прошлый год Бродский получил порядка 2 миллионов долларов. Лидирует в списке экс–глава Нацбанка Украины бизнесмен Сергей Тигипко. Он задекларировал 20 млн. 261 тысячу гривен доходов (2,5 млн. долларов). На третьем — адвокат Олег Рябоконь — более 700 тысяч долларов. А вот, кстати, у действующего президента Виктора Ющенко доходы составили всего 170 тысяч долларов.


Вот такие «малпы» играют в Украине.


Детишкам из наших УОРов, РГУОРов и разного рода ГУ невдомек, какие дела можно провернуть под вывеской настоящего клуба. Собственно, это тоже повод для разговора. Анна Глазкова, серебряный призер сиднейской Олимпиады по художественной гимнастике, работающая ныне в могилевском волейбольном клубе «Металлург–БеЛа», несколько месяцев назад в интервью «СБ» обещала расшевелить наш тихий волейбольный мир. «Хочется создать брэнд, который будет близок каждому белорусу», — говорила она тогда. А сегодня я спрашиваю:


— Получилось?


— Сейчас из–за финансовых проблем работа практически приостановлена. Из того, что планировали, мы успели сделать только примерно десятую часть.


— Публиковавшиеся в спортивной прессе фотографии игроков «Металлурга», на которых они предстали в рабочих комбинезонах от Ивана Айплатова, между тем не могли не запомниться.


— История с фотосессией получилась весьма резонансной. Ролик, как мы делали эти фото, крутился постоянно на местном телевидении. Фото действительно привлекли внимание к команде, но...


— Что за «но», Анна?


— Деньги. С ними большая проблема, и сейчас уже точно можно сказать, что болгарский легионер, который принимал участие в фотосессии, покинул Могилев из–за того, что клуб не мог платить ему зарплату в соответствии с его мастерством.


Несмотря на отсутствие билбордов, плакатов и разного рода промо–продукции, Анна Глазкова еще не исчерпала своего оптимизма. Могилевский волейбольный клуб, который сегодня не блещет результатами в чемпионате страны и который болельщики за приставку «БеЛа» и отсутствие больших побед могли бы запросто прозвать «Металлургом–Мясокомбинатом», по–прежнему полон амбиций. Сейчас, например, решается вопрос о вхождении белорусской команды в чемпионат России. Однако при этом мне представляется, что добиться столь прорывного решения с помощью административного ресурса и одной фотосессии могилевским, минским и любым другим волейболистам будет неимоверно сложно. Волейбол — это же тоже чей–то бизнес...


***


Оглядываясь на годы наблюдений за МТЗ–РИПО, сегодня его история представляется не менее туманной, чем фраза, взятая мной из размещенной на официальном сайте официальной биографии клуба: «МТЗ–РИПО ведет свою историю с 2001 года, когда в заинтересованных кругах возникла идея создания в белорусской столице современной футбольной школы. Венцом детско–юношеской пирамиды согласно планам должна была стать профессиональная команда. С этой целью в 2002 году во вторую лигу был заявлен новый участник — МТЗ–РИПО».


Следующие два года команда поднималась и падала, ею руководили авторитетные специалисты Акшаев, Зернов, Пискарев, за ней уже потянулся, благоухая изысканным парфюмом, литовский шлейф, но, говоря откровенно, МТЗ–РИПО стал полноценным клубом только с появлением в нем ушедшего из БАТЭ Юрия Пунтуса. Осуществив ряд завоеваний, в этом сезоне он дважды уходил, а вернулся всего однажды. Так у команды и клуба началась новая эра — своеобразный мезозой, следующий за палеозоем.


— Когда и почему возникла необходимость в смене названия команды? — вопрос к спортивному директору МТЗ–РИПО Людасу Румбутису.


— Еще пять лет назад наши учредители высказывали подобное пожелание, но по разным причинам принятие окончательного решения каждый год откладывалось. Сейчас же руководители клуба буквально потребовали поменять название.


— МТЗ–РИПО, конечно, не самое благозвучное название. Однако хочется уточнить, какая из аббревиатур вызывала у учредителей клуба наибольшее неприятие?


— Обе.


— Вы же понимаете, предыдущий вопрос не без прозрачных намеков. В названиях спортивных команд весьма часты упоминания спонсоров. МТЗ–РИПО и представлялся как детище Минского тракторного завода и Республиканского института профессионального образования. Неужели сегодня руководители клуба недовольны обеими этими организациями? Как вообще у вас в клубе обстоят дела с финансами?


— Вы знаете, как в таких случаях говорят? С финансами хорошо, без финансов плохо. Сейчас ситуация по сравнению с началом 2009 года значительно улучшилась. Задержки по зарплате есть, но они не пугающие. Работаем, нормализуем... Футбольный клуб — это же не просто 11 футболистов и тренер. «Потянуть» его, помочь поддерживать в нормальном состоянии способна даже не каждая область. А у нас все за счет спонсоров, за счет юридических и физических лиц из Литвы. Они вот уже который год тянут на своих плечах этот непростой воз.


— Два из шести названий, которые сегодня обсуждаются, в том или ином виде обозначают связь клуба с Минским тракторным заводом. Это и МТЗ, и «Трактор». В связи этим у болельщиков появилось подозрение, что клуб станет заводским.


— Не знаю, откуда берутся такие слухи.


— ?


— Я, по крайней мере, не в курсе таких сценариев. В этом сезоне по президентскому указу о финансовой поддержке футбольных клубов МТЗ входил в число спонсоров клуба, но в силу объективных причин это предприятие ничем клубу помочь не смогло. Ну если не считать парочки раз, когда МТЗ предоставило нам автобус. Но это не помощь, а, скорее, благотворительный жест.


— Какова нынче в клубе кадровая ситуация?


— 14 человек имеют контракты, я не беру во внимание дублеров. Что касается тех футболистов, у которых соглашение с клубом закончилось, то многие из них дали предварительное согласие на продолжение сотрудничества. Их окончательных ответов мы ждем до конца года.


— Правда ли, что минское «Динамо» интересуется вашим вратарем–капитаном Александром Сулимой?


— Да, это правда. Но пока все это на уровне разговоров. Вскоре у них приступит к работе Валерий Стрельцов, тогда, думаю, появится больше конкретики.


— Знаю, что не стал продлевать контракт с МТЗ–РИПО и лучший бомбардир команды Гиви Кварацхелия.


— Он уехал в Грузию. Хотя, конечно, нельзя исключать его появления и в каком бы то ни было белорусском клубе.


— Бразилец Николас все еще в Италии?


— Проходит просмотр в клубе серии «А» «Ливорно». Его контракт с нашим клубом заканчивается, приедет — будем обсуждать перспективы.


— Последний вопрос. Вам лично какое название больше нравится?


— Есть один вариант, но я не хотел бы об этом говорить. Пока мы предоставили слово болельщикам. Сперва лучшие варианты названия выберут они, и только затем свое слово скажут учредители клуба.


В понедельник голосование на сайте mtz–ripo.by завершится. Пока же в числе лидеров, как ни странно, — МТЗ и «Трактор». Далее следуют «Партизан», «Спартак», «Столица» и «Арсенал». А Людас Румбутис сейчас в Шотландии. По сообщению сайта клуба, там он планирует изучить принципы работы, принять участие в тренировочном процессе, ознакомиться с материально–техническим обеспечением и его рациональным использованием, а также уделить внимание развитию детско–юношеского футбола и организации групп подготовки в таком европейском футбольном клубе, как «Хартс». Что это — ирония или ухмылка судьбы, стечение обстоятельств или закономерность? В нашем разговоре Румбутис пытался завуалировать прямое участие литовского олигарха Владимира Романова в делах МТЗ–РИПО. Вышло вроде как минская команда ему не принадлежит, но при этом им контролируется. Но ведь то же самое можно сказать и о «Хартсе»...


Пусть все у всех получится!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter