Инвестиции в смарт-индустрию: сколько стоит создать умную фабрику

Вначале была цифра

Несмотря на сложности и барьеры, мир неуклонно движется по пути цифровой трансформации сферы материального производства. Четвертая промышленная революция в корне перевернула представления о подходах к организации бизнес-процессов, сделав ставку на киберфизические системы, управляемые компьютерными алгоритмами. Следование принципам, на которых базируется концепция «Индустрии 4.0», позволяет в разы повысить эффективность как отдельных предприятий, так и национальной экономики в целом. В реальном секторе Беларуси цифровизация пока носит точечной характер. Многое зависит от частной инициативы руководителей конкретных производств. Есть успешные примеры цифровой трансформации в легкой и пищевой промышленности. Но массовой интеграции производственных и информационно-коммуникационных технологий пока не произошло. Что же может стать катализатором инновационных процессов?

коллаж Марины Бондарь

Эффективная трансформация

Мир кардинально меняется. Процесс формирования самодостаточных региональных экономик влечет за собой локализацию производства внутри рынков сбыта, создание более коротких производственно-сбытовых цепочек. Как итог — новые возможности. Переориентация производства на потребности внутреннего рынка позволяет изготовителям сделать упор на сервитизацию — дополнить процесс выпуска продукции широким спектром услуг. В новых реалиях четвертой промышленной революции производители все больше ориентируются на индивидуальный спрос. Контакт с потребителем через электронные торговые площадки (например, маркетплейсы) позволяет формировать портфель заказов исходя из потребности потенциального покупателя. В выигрыше от сервисного подхода и производители, и потребители. Первые выпускают только то, что продается. Вторые получают то, что полностью соответствует их потребительским предпочтениям, причем по приемлемым ценам.

Опыт корейских экспертов в области смарт-индустрии доказывает: даже внедрение отдельных элементов умного производства снижает себестоимость продукции. Цифровизация позволяет запустить ряд полезных программ: интеллектуальный анализ данных, управление прогнозированием развития событий, выявление угроз возникновения разного рода аварий и так далее. В результате на 20—50 процентов сокращаются затраты на хранение запасов, простои оборудования уменьшаются на 30—50 процентов, прирост производительности труда увеличивается до 3—5 процентов.

Но для реализации инновационных идей, с одной стороны, нужна технологическая база, позволяющая быстро переналадить производственные процессы, с другой — требуются эффективная система управления, а также принципиально новые бизнес-модели на основе внедрения следующих технологий: интернет вещей, аддитивное производство, облачные вычисления, PLM-управление жизненным циклом изделия, большие данные, автономные роботы, современные системы управления (ERP, CPM, MES)... Собрать столь сложный пазл — проект дорогостоящий.

Внутренне наши производственники готовы к инновационным преобразованиям. Но бизнес интересует, так сказать, цена вопроса. И если промышленные гиганты гипотетически располагают ресурсами для перевода производственных процессов на цифровые рельсы, то малым и средним предприятиям в одиночку такие амбициозные проекты явно не под силу. Так сколько стоит создать умную фабрику? Какие алгоритмы решения вопроса существуют на сегодня? Какие шаги требуются со стороны государства, чтобы простимулировать бизнес к новому витку развития?

Первый этап — стратегия

Мыслями по поводу алгоритма создания смарт-индустрии в Беларуси потребители и поставщики цифровых технологий обменялись на площадке форума Smart Industry Expo. Участники конференции «Инвестиции в смарт-индустрию: сколько стоит создать умную фабрику» рассмотрели вопрос как с финансовой, так и с организационной стороны.

Опираясь на ряд данных, можно констатировать, что крупные мировые компании выделяют на финансирование программ цифровизации в среднем 10 процентов годовой выручки. Много это или мало? Все зависит от конечной цели. Должен быть четкий расчет: сколько дивидендов принесет каждый вложенный рубль.

— Концепция цифровой трансформации предприятия — это прежде всего стратегия, — убедился на эмпирическом опыте директор НТЦ «Лацит» Руслан Павлов. — Следовательно, к ее разработке нужно подключить топ-менеджеров. Бизнес-процессы — ключевая вещь. Сначала определяем, чего мы хотим достичь в результате их запуска. Потом подключаем технологии. Следует также просчитать риски такого проекта.

Говоря объективно, проекты в области цифровой трансформации действительно связаны с известной долей риска. Но существующие законодательные нормы позволят масштабировать и внедрять уже готовые и апробированные решения по цифровизации. Между тем компании, которые занимаются разработкой и реализацией таких решений, в значительной мере являются первопроходцами и считают отсутствие права на ошибку фактором, тормозящим процесс.

— Модель построена так: вначале вы доказываете за свои средства, что ваш вариант не несет в себе риска, потом государство выделяет финансирование на развитие проекта, — высказал свое экспертное мнение директор ОАО «Брестский научно-технологический парк» Дмитрий Макарук. Маловероятно, что в этом случае в сферу цифровизации придут малые и средние компании, у которых нет источников финансирования. В Бресте мы пытаемся распределять риски через технопарк. Но это не системное решение. Такое решение должно быть оформлено законодательно.

На взгляд эксперта, сложившееся положение дел во многом объясняет, почему у нас так мало собственных проектов и технологий. Проще купить заграничное, чем создать что-то свое.

В качестве одного из вариантов выхода из ситуации директор по ИТ ОАО «Савушкин продукт» Валерий Таберко предлагает меж­отраслевую кооперацию: «Нужны отраслевые пилотные проекты. Результаты пилотов — типовые цифровые модели — станут доступны всем. Их можно будет масштабировать». А государство, в свою очередь, должно определить приоритетные отрасли и механизм поддержки.

Ряд предприятий, продвинувшихся по пути цифровой трансформации, готовы поделиться опытом. В частности, «Савушкин продукт» уже имеет ряд солидных наработок в области цифровизации производства и сырьевой базы, не держит их в секрете. К примеру, вряд ли для развития системы точного земледелия имеет смысл создавать отдельную цифровую модель каждого поля. Гораздо логичнее воспользоваться типовыми решениями.

Позицию Министерства экономики выразил начальник управления экономики инновационной деятельности Дмитрий Крупский. Представитель регулятора подтвердил, что прямого источника финансирования проектов цифровизации не существует. Из соответствующих республиканских фондов деньги распределяются Государственным комитетом по науке и технологиям, Министерством связи и информатизации, созданы также областные инновационные фонды. В этой архитектуре явно не хватает координирующего звена.

Инфраструктура поддержки

Обеспечение инновационного развития промышленности на преимущественно собственной технологической базе — приоритетная задача, считают эксперты в области смарт-индустрии. Нужно создавать линейку образцов новой техники. Собственные 3D- и 4D-принтеры нужны нам как воздух. Это как раз те разработки, которые необходимо серийно выпускать и массово переоснащать ими промышленность страны. Но реализация данных планов возможна лишь при условии наличия инфраструктуры поддержки смарт-индустрии.

Некоторые шаги уже предприняты. В частности, начата работа над стандартами в области цифровизации. По инициативе Минэкономики создан технический комитет по стандартизации «Смарт-индустрия», который объединил 23 участника. Начали они, как говорится, с головы. Утвержден профессиональный стандарт «Управление коммерческой организацией». Руководители разных уровней обязаны иметь представление о цифровых технологиях и знать, как их применять на практике. Кроме того, в планах на ближайшие полтора года — разработка еще четырех ключевых стандартов. Предстоит четко описать, что такое умная фабрика, промышленная автоматизация, аддитивные технологии и смарт-индустрия в целом.

В 2023-м в рамках проекта ЮНИДО «Стимулирование потенциала четвертой промышленной революции для инклюзивного и устойчивого промышленного развития в Беларуси» в Брестском научно-техническом парке завершат создание опытно-демонстрационного центра. Компании западного региона страны получат доступ к высокотехнологичному оборудованию, с помощью которого можно будет создавать решения для реализации принципов «Индустрии 4.0». Ценный опыт планируется воспроизвести на базе Белорусско-Российского университета и технопарка «Могилев». По информации Минэкономики, проект одобрен ЮНИДО и найден донор.

Разработана новая статистическая форма — «Анкета об использовании цифровых технологий в организации». Анализ статданных позволит оценить масштаб цифровизации в стране, а также подсчитать, сколько задействовано в промышленности 3D-принтеров, робототехнических комплексов и другого специализированного оборудования. Предполагается и учет специалистов, владеющих передовыми производственными технологиями, например операторов-роботов. При подготовке решений, связанных с господдержкой цифровых технологий, эти данные позволят оперировать конкретными цифрами.

Продолжается работа по созданию организационно-правовых основ координации действий в области развития смарт-индустрии на евразийском пространстве. Цель — привлечение инвестиций, которые аккумулируются на уровне Евразийской экономической комиссии, а также вовлечение в орбиту интеграции других участников, прежде всего России и Казахстана. У одних есть компетенции, у других — финансы. Объединив усилия, можно существенно ускорить динамику процесса.

t.shchedrenok@mail.ru


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter