Вместо персидского узора — василек

Одна из немногих в Беларуси хранительниц древнейших традиций ткачества — двадцатичетырехлетняя минчанка. Когда слышишь о мастерице самого женского и самого, пожалуй, женственного от начала времен искусства — ткачества, невольно представляется пожилая женщина с добрыми морщинками вокруг мудрых глаз, которая сидит за кроснами у окна в уютном деревянном доме, а никак не в квартире городской многоэтажки... Моя собеседница — художник отдела ткачества УП “Скарбнiца” концерна “Белхудожпромыслы” Ольга Конева — под этот стереотип никак не подходит. И тем не менее эта молодая современная девушка — одна из немногих в нашей стране хранительниц древнейших, забытых даже в далеких от столицы деревнях традиций исконного белорусского ткачества.
В прошлом в деревнях ткачеству девочки начинали обучаться с шести лет. И за ткацким станком проходила практически вся жизнь женщины: до свадьбы она ткала себе приданое, обзаведясь семьей — ткань на одежду, повседневную и праздничную, чадам и домочадцам, ручники, половики и постилки — все в доме делалось своими руками.
Любовь к ткачеству у Ольги наследственная. Еще в детстве ей нравилось наблюдать за тем, как ткала ее бабушка, жительница одной из полесских деревенек Брестской области. Впрочем, учить внучку своему мастерству бабушка не считала нужным. “Зачем тебе это надо? Сейчас все в магазинах можно купить”, — говорила она.
— А действительно, зачем? — спрашиваю у собеседницы.
— Бытует ошибочное мнение, что белорусское народное искусство — это что-то такое блеклое, невыразительное: “шэранькае”, коричневое, цвета земли. Мне кажется, что сохранение народных традиций — это не только точное повторение того, что делали наши бабушки. Это и дальнейшее развитие этих традиций — поиск новых цветовых решений, новых рисунков ткани. Сегодня наше мировосприятие принципиально отличается от восприятия жизни нашими предками. В древности цвет нес в первую очередь смысловую нагрузку. К примеру, красный считался оберегом. Черный, белый, охра, коричневый — каждый из этих цветов имел свое значение. Сегодня мы не можем увидеть цвет так, как он воспринимался еще столетие—полтора назад. На первый план выходит эстетическая точка зрения. То же самое касается и символов, из которых складывается узор. Зато в отличие от наших бабушек, зажатых в узкие рамки традиций, мы вольны исходить из позиции “нравится — не нравится”. Мне хочется показать, какие эстетичные, современные вещи можно сделать при помощи древних, почти уже забытых техник. И не только в  народном стиле, который сегодня в моде. Можно очень удачно привносить этнорисунки в современные интерьеры, создавать модную одежду, комбинируя современные ткани и древние техники ткачества.
Традиционное или, как говорят сегодня, ремизное ткачество (“ремизками” современные мастера называют определенные детали ткацкого станка, а в древности части станка назывались по-своему в каждой деревне) было практически забыто еще в первой четверти минувшего века. Конвейер диктовал необходимость упрощать структуру ткани и рисунок в угоду скорости производства. Сотрудниками УП “Скарбнiца”, созданного три десятилетия назад как научно-исследовательская лаборатория народных ремесел, в ходе этнографических экспедиций собран огромный материал о традиционных белорусских народных промыслах и, в частности, о ткачестве. Курс ткачества преподается и в творческих вузах Беларуси. И тем не менее, по словам Ольги, очень многие нюансы этого искусства сегодня утеряны, и заново искать их ей пришлось методом проб и ошибок.
Традиционное ткачество — процесс очень трудоемкий, требующий большой работы художника. Рисунок ткани продумывается и скрупулезно рассчитывается заранее, а по ходу работы вносятся коррективы.
— Только заправка ткацкого станка занимает около двух дней, — объясняет Ольга. — Чтобы навить основу на один станок, в зависимости от сложности задуманного изделия, необходимо от двух до восьми человек. В прежние времена осенью соседки собирались вместе и, переходя из хаты в хату, навивали основу на зиму, то есть на много изделий, которые будет ткать каждая из женщин долгими зимними вечерами. Заправлять станок — это тоже искусство, ведь от этого зависит, какой получится ткань. Моя бабушка, например, всей деревне помогала заправлять ткацкие станки.
Профессиональному художнику, работающему в этой сфере, достаточно одного взгляда, чтобы сказать, в каком регионе Беларуси была создана та или иная ткань. Так, рассказала Ольга, на Витебщине, в краю озер, в вытканных узорах преобладали синие и голубые тона, на Брестчине любили белый цвет (нитки отбеливали просто до режущей глаз белизны), а также все оттенки красного. Клетчатая ткань для традиционных широких верхних юбок — андараков — тоже различалась по пестроте и размеру клеток. К примеру, на юге Беларуси предпочитали ткань в крупную клетку, на севере — в более мелкую. Для Гродненщины в старину было характерно ныне забытое подвойное ткачество — именно в этой технике выполнены знаменитые гродненские ковры.
— Подвойное ткачество — одна из самых древних техник. Сегодня принято высоко ценить технику гобелена. Между тем наша исконная подвойная техника ткачества позволяет создавать не менее, а, пожалуй, и более интересные произведения. Просто эти возможности не были раскрыты. В старину при помощи этой техники создавались двухцветные рисунки — что-то сродни графике. Рисунок получался при переплетении верхней и нижней основ и был двусторонним: позитив — негатив. Наверное, благодаря своей любви к живописи я решила попробовать использовать не два цвета, а несколько десятков. Результат получился неожиданным и своеобразным: ткань словно светится изнутри. Гобелен, правда, выткать быстрее: подвойное ткачество требует большой затраты времени. То же касается и браного ткачества. Это процесс долгий: если для создания изделия при помощи четырехремизной техники (в зависимости от сложности задуманного узора в работе участвует от 4 до 8 и более ремизок) необходимо 2—3 дня, то на изделие такого же размера, выполненное в традициях браного ткачества, потребуется более двух недель. Зато эта техника позволяет создавать вещи, которые, на мой взгляд, выглядят более добротно. К слову, неожиданный эффект дает и традиционная для всех регионов нашей страны заправка станка, которую в народе называют “метелица”, если соединить ее с современной фактурностью ниток и большим количеством цветов. Получается оптический эффект, что-то похожее на компьютерное искусство...
Ольга Конева считает, что ткачество сродни музыке. Как композитор подбирает ноты и созвучия, создавая музыкальное произведение, так художник, разрабатывая новый узор, за счет цвета и переплетения нитей создает ритм и тональность ткани.
— Я всегда сожалела, что у меня нет музыкального слуха. Но, наверное, способность к ткачеству — это компенсация за его отсутствие. Создавая новое произведение, возникшее в моем воображении, я могу работать часами. И результат обычно превосходит мои собственные ожидания...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter