Вместо музыки

Треш–шапито «Кач и Листерман». Дорого! (8 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

Треш–шапито «Кач и Листерман». Дорого! (8 треков)


Мы находимся в глубоком транше —


Нельзя брать так, как брали раньше.


По–моему, неплохо, а? Это не Листерман, не Кач — это я написал. Писать в таком размере на злободневные темы вообще–то довольно просто. Поэтому проект «Кач и Листерман», который предлагает россиянам «расслабиться, приспособиться» и даже «получать удовольствие во время кризиса», тоже написан, скажем так, расслабленно. Есть отдельные поэтические удачи, но это, по всей видимости, не так уж важно.


Поскольку этот альбом — событие не столько культурного, сколько социологического порядка. Такого рода диски записывались и прежде. Поскольку рэп не требует специального музыкального образования, то становится вполне демократичным и удобным средством самовыражения для общественно значимых людей. Известна, например, пластинка Владимира Вольфовича Жириновского, где он в буквальном смысле начитывал любимые народом песни. Как и следует ожидать в таких случаях, колорит личности существенно перевешивает музыкальную составляющую.


Но дело в том, что Петр Листерман как публичная фигура имеет довольно специфическую репутацию. Сам он скромно говорит, что его задача — «знакомить людей друг с другом». В случае нашего героя — девушек с олигархами. Известный и довольно успешный российский фильм «Платон» о «продавце счастья» вполне исчерпывающе, хоть и чересчур романтично описывает специфику его бизнеса. Многие также помнят соответствующий эпизод фильма «Глянец». Сейчас Петр Листерман прилагает недюжинные усилия для того, чтобы стать человеком публичным (что довольно странно, если принять во внимание род его занятий). Вплоть до того, что заказал документальный фильм о себе известному российскому режиссеру Валерии Гай Германике, выпустил книгу и стал ведущим телевизионного шоу. Складывается впечатление, что этот альбом Петр также заказал себе сам. Уж не метит ли Петр в депутаты?..


«Интро» напоминает о том, что альбом называется антикризисным. Здесь есть попытка вдумчивого взгляда. К сожалению, ключевое и перспективное положение «Драйв уходит — приходит система» не получает плодотворного развития. Вторая «Москва — Куршавель» охватывает чрезвычайно широкий спектр тем начиная с ситуации в области российской культуры и заканчивая известными проблемами российских олигархов с правоохранительными органами швейцарского курорта. И странное дело: вроде бы мельком они говорят, что российский шоу–бизнес надо очистить от надоевших поп–звезд, но делают это как–то так аккуратно. А жаль — тема благодарная, и здесь радикальность высказываний была бы к месту. Но что–то пробуксовало, и получилось жестко высказаться только о Ренате Литвиновой. Последующие рэп–чтения касаются специфики работы Петра Листермана. Из всех оставшихся песен на полноценную историю тянет только, пожалуй, «Виринея Колчак». Во всем остальном все уж как–то слишком понятно — герои живут в черно–белом и удушливо–циничном мире. Существуют только секс за деньги и собственно деньги.


В музыкальном и текстовом плане альбом представляет собой вакуумную неизбежность. Дело в том, что нехитрые формулы человеческого счастья — «завоевать Москву», «всех прогнуть» и т.д. — внешне выглядят чрезвычайно убедительно. Создавая видимость откровенности и ощущение исконной правды. Как любые образцы вульгарной социологии, которые начинаются классическим «все бабы» и «все мужики».


Музыка необходима и достаточна для такого нехитрого взгляда на жизнь. Это монотонно–помпезные «закольцованные» последовательности: ритмичные, часто зловеще–угрожающие и полные довольно однородных зацепок.


Но что–то в этом безусловно продуманном продукте не срабатывает. По идее скандальные и чересчур откровенные тексты как раз–таки оказались лишены откровенности. И в силу этого железобетонный рэп Кача далеко не всегда попадает в яблочко. Поскольку выбор премьер–министра РФ в качестве объекта для песни отнюдь не обеспечивает ее злободневности и остроты. Притом что все средства (включая неформальную лексику) были пущены в ход, ни музыка, ни текст не сообщают ничего нового.


С другой стороны, это ведь тоже кому–то нужно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter