Вместо комментария

Слово "меценат" в нашем сегодняшнем обществе, конечно, известно.
Слово "меценат" в нашем сегодняшнем обществе, конечно, известно. Но не широко. И не столько практически, сколько теоретически. Все слышали, что подобная категория граждан, в принципе, в природе существует, но где конкретно - мало кто знает. Хотя, как мы видим из письма Галины Кондратьевой, ей и ее коллегам периодически удается добиваться успеха: контакты налаживаются и дело делается, что, конечно же, радует. Мне же откровенно не везло. По крайней мере, сколько я ни пыталась связаться по одному потенциально меценатскому адресу в Могилеве - ничего не получилось. Предполагаемый обладатель гордого звания был неизменно занят, занят и еще раз занят. Собственно говоря, я бы его сильно и не задержала - всего-то два вопроса хотела задать. Во-первых, если правда, что он действительно меценат, то зачем ему это нужно? А во-вторых, что, с его точки зрения, необходимо предпринять, чтобы такое благородное хобби, как меценатство, стало повальным? Или хотя бы популярным в среде граждан "при деньгах". Но, к сожалению, вопросы не заданы. А значит, и ответы не получены. А может быть, их вообще нет? Или они, как говорится, не для печати?

И все же, думается, эта тема достойна широкого обсуждения. Возможно, с последующим принятием внятного, четкого законодательного акта, который будет не столько ограничивать и регламентировать, сколько поддерживать и стимулировать благие порывы соотечественников и всех желающих поддержать культуру, искусство, образование и прочие высокие духовные сферы, на которые у государства - не только нашего, любого, - денег хоть чуть-чуть, но обычно недостает.

Пока же приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией: деятели культуры, получившие от кого-либо материальную поддержку, предпочитают благодарить своих друзей анонимно, не называя имен благодетелей. И это в то время, когда во всем мире благотворительность, спонсорство, меценатство дают бизнесменам прекрасную возможность не только для эффективной рекламы, но и для формирования своего собственного привлекательного имиджа. Ведь если, скажем, директор банка N поможет в организации симфонического концерта, о нем обязательно заговорят как о знатоке музыки.

Завтра в старинном Несвиже открывается двухдневный фестивальный марафон средневековой культуры, посвященный 780-летию города. В его программе такая экзотика, как реконструкция водного сражения "Взятие Гибралтара", рыцарские бои, ярмарка, демонстрация ремесел, выставка геральдики, концерты, фейерверк и другие развлечения. На подобные мероприятия, ставшие в последние годы весьма популярными, собирается многочисленная публика - отдохнуть, на разные чудеса подивиться. И если законы диалектики все же правы и количество неизбежно перерастает в качество, можно надеяться, что в конце концов среди праздно гуляющих граждан найдутся и деловые люди, которые, воодушевившись увиденным, захотят внести и свой собственный вклад в восстановление отечественной старины и вековых традиций.

Исторически меценатство - явление для Беларуси не чуждое. Есть даже сведения, что сам Жан-Жак Руссо планировал переезд (?!) в Беларусь, где меценат Антоний Тизенгауз обещал ему содействие и помощь. Можно также вспомнить Михала Казимира Огиньского - создателя оперного театра и капеллы в Слониме. А собиратели и владельцы знаменитой библиотеки Хрептовичи? Традиции заложены. И давно. Осталось только найти последователей. Ау, меценаты!..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter