В деревне Старая Буда Буда-Кошелевского района работает уникальный дом-музей народной медицины

Вместо аптеки — в музей

Этот музей, пожалуй, единственный, где экспонаты можно не только увидеть, потрогать и даже понюхать, но и унести с собой. Без врачебного рецепта сюда, впрочем, лучше не соваться. «Лекарственные травы — это не замена официальной медицине, а лишь подспорье к преодолению недугов», — первым делом предупреждает нас хозяйка уникального туристического объекта, дома–музея народной медицины, Нина Серебряная. Здесь, в Буда–Кошелевском районе, Серебряную знает каждый. Нина Владимировна — представительница редчайшего по нынешним временам ремесла. Потомственная травница. О целебных свойствах растений когда–то узнала от матери и бабушки. Но даже не думала, признается собеседница, что травы со временем доведут еще и до музейного дела...

О целебных свойствах растений Нина Серебряная когда-то узнала от матери. Та, в свою очередь, от своей...
О целебных свойствах растений Нина Серебряная когда-то узнала от матери. Та, в свою очередь, от своей...

Медик по образованию, Нина Владимировна вот уже 31 год работает в сельском храме книги. Здесь же, в небольшой комнатке при Старобудской библиотеке, приютилась и ее лекарственно–травяная экспозиция.

— Музею уже 23 года. В начале 90–х моя знакомая Валентина Беланова, которая в то время была заведующей отделом культуры райисполкома, будучи в командировке в Чечерске, увидела в одном из учреждений стеллажи с лекарственными растениями. Вернувшись домой, поделилась идеей — создать музей трав, который бы прославил Буда–Кошелевщину на всю республику. Почти год собирали по полям и лугам лекарственные травы. В 1992 году открылись официально. Правда, замахиваться на масштабы не стали. Ограничились родной деревней Старая Буда.

Со временем к необычному музею пришло и признание. Сначала в пределах одной деревни. Кому траву от кашля, кому сбор от желудка — местные жители стали сюда наведываться не реже, чем в аптеку. Потом начали писать и приезжать из всех концов Беларуси. А при музее появилось и свое объединение травосборщиков.

В чердачной комнате при библиотеке ему сейчас, конечно, уже тесновато. В экспозиции — более 30 видов трав, разделенных по прямому назначению: для лечения сердечно–сосудистых заболеваний, болезней желудочно–кишечного тракта, противовоспалительные сборы... Стены небольшого помещения украшают мята, пустырник, мелисса, тысячелистник, зверобой, пижма, брусника — от обилия трав разбегаются глаза. Здесь же — стеллаж с пособиями и энциклопедиями, буклеты–памятки, книга отзывов. Имеется даже карта–схема распространения отдельных лекарственных растений на территории сельсовета. Впору поставить вопрос о расширении площадей, но...

— Нет пока для нашего музея местечка. Несколько лет назад была возможность переехать, но мы уступили то здание почте — ей нужнее, — рассуждает Нина Владимировна.

Музейной пыли в скромной, но чистой и опрятной комнатке нет и в помине. Что, впрочем, неудивительно: экспозиция здесь обновляется ежегодно. Травы активно разбирают посетители, к весне «экспонатов» практически не остается. Используются по прямому назначению. Для лечения. Если гости просят, Нина Владимировна готовит сборы, помогает с отварами и настойками. От денег при этом отказывается категорически:

— Грех это большой — деньги иметь за лечение травами. Если нужно человеку с моей помощью полечиться травками — так на здоровье, но без оплаты. Я рада любому, кто захочет приехать. Не откажу в общении, совете, помощи...

На охоту за целебными растениями Серебряная отправляется, как только сойдет снег. Первая добыча — копытень. Он цветет в начале марта и всего одни сутки, поэтому здесь важно не проворонить момент. Считается, что его корень (по запаху, кстати, напоминающий молотый перец) помогает в лечении алкоголизма. За этой травой к Серебряной приезжают из многих окрестных деревень. Самый сезон работы для Нины Владимировны — весна и начало лета. Часть лекарственных растений собирает по лесам, полям и даже болотам, но кое–что выращивает на собственном огороде.

— Помню, смешной случай был. Посадила валериану, через пару дней вижу — раскопан куст. Я на мужа начала браниться: зачем, мол, раскопал, только ж посадила. А он отпирается, говорит, не трогал. Я закопала, а через пару дней история повторилась. И тут я уже подсмотрела: это кот мой, оказывается, набезобразничал. Раскопал землю — и давай корень грызть.

Сейчас на музейных полках ни валерианы, ни многих других травок уже нет. Разобрали соседи. Залежались разве что небольшие остатки прошлогодних сборов. Среди знакомых глазу трав — засушенные ландыши. Цветков много, выходит, не пользуются они спросом?

— Ландыш входит в состав сбора от сердца. Но его мало кто берет — цветок ядовитый, так просто пить его нельзя. Использовать нужно по чуть–чуть, высчитывать каждый грамм. А вы что думали? Сбор трав — дело не из простых. В нем очень много тонкостей и иногда даже небезопасных моментов.

Любое лечение, по мнению травницы, начинается прежде всего с оздоровления души. И с веры:

— Надо обязательно верить и надеяться, а не думать: мол, выпью — все равно ничего не поможет... Помню, приезжала ко мне женщина с онкозаболеванием. Родственники говорили, что ей уже ничего не поможет, но она стояла на своем: буду лечиться травами. Не знаю, правда, как сложилась ее судьба... Я вам вот что скажу: травками вылечиться можно. Но отвар нужно пить постоянно и очень долго. Сила воли у человека должна быть железная. Это таблетку выпил — и можно идти по делам. А здесь главное — систематическое применение, строгий график. И если у человека получается выдержать это испытание, он непременно выздоровеет.

leonovich@sb.by

Фото Марины Лусевич

Советская Белоруссия № 117 (24747). Вторник, 23 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter