Вместе весело шагать

«СБ» уже сообщала, что первым официальным визитом В.Путина в зарубежье станет приезд  в Минск. Визит состоится 31 мая. Никакой сенсации здесь нет. Все логично — приоритетом нынешней политики России на ближайшие шесть лет станет в первую очередь дальнейшее интеграционное развитие как в Союзном государстве, так и на евразийском пространстве...

«СБ» уже сообщала, что первым официальным визитом В.Путина в зарубежье станет приезд  в Минск. Визит состоится 31 мая. Никакой сенсации здесь нет. Все логично — приоритетом нынешней политики России на ближайшие шесть лет станет в первую очередь дальнейшее интеграционное развитие как в Союзном государстве, так и на евразийском пространстве. Будут также совершенствоваться интеграционные процессы в СНГ. В этом также нет никакой сенсации — Президент Лукашенко неоднократно указывал на насущную необходимость именно такого вектора развития, что подтвердилось на завершившемся саммите СНГ и заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ.


Это на бытовом уровне любой гость — просто гость. Встретил хлебом–солью. За стол усадил. Поговорил по душам. Проводил с уважением. В межгосударственных контактах мерки иные. Дипломатия испокон веков задавала тон. Ее консервативные нормы приходится учитывать даже первым лицам. По протоколу визиты бывают рабочие, официальные и государственные. Именно в такой последовательности по шкале значимости. Рабочие — это участие в мероприятиях на территории страны. Официальные — особый высокий статус. Это целенаправленный приезд руководителя страны в дружественное государство. И обязательное двустороннее общение с его главой. Государственный визит, в принципе, то же самое, что и официальный. Только более протяженный по сроку пребывания и сопровождается особым церемониалом.


И еще, пожалуй, из уже негласного протокола. Первый официальный визит главы государства после его вступления в должность считается знаком приоритета политики на весь срок полномочий. Именно поэтому и рассуждали разные эксперты о том, куда же поедет В.Путин.


Он поедет в Минск.


Логично. В контексте интеграции сегодня на первом плане — Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Перспектива — Евразийское экономическое сообщество. В авангарде три страны — Беларусь, Россия и Казахстан. Но Союз Беларуси и России — ядро. Ведь именно на основе нашего союзного движения выстраивалась модель глобального интеграционного проекта. Его ценность как раз и подчеркивает намерение В.Путина нанести свой первый президентский официальный визит в Беларусь. У наших двух стран особые отношения.


Можно даже сказать примерные отношения.


Меня на саммите СНГ впечатлил такой момент. По запланированной программе в пресс–центр выводится трансляция начала заседания. Первое выступление за принимающей стороной. Говорит Президент России. Следом — речь руководителя страны, по очереди председательствующей в Содружестве. Выступает руководитель Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. На этом трансляция даже для журналистов должна бы закончиться. Главы государств продолжают общение с глазу на глаз. Но президент Украины Виктор Янукович жестом показывает, что хотел бы взять слово. И именно в присутствии прессы. Он предложил В.Путину посетить Украину с государственным визитом. Сказал, что срок подошел. Напомнил, что последнее такое мероприятие было аж в 1996 году...


О чем еще говорит Виктор Федорович? О том, что Украина заинтересована в сотрудничестве и с Таможенным союзом, и с ЕЭП. Звучат очень знакомые слова:


— Такое сотрудничество прежде всего должно основываться на принципе равенства всех государств — участников Содружества. Мы исходим из необходимости поиска такой модели, которая бы учитывала национальные интересы как нашей страны, так и стран — членов этих новых объединений.


Тут, пожалуй, стоило бы добавить чуть больше откровенности. Чай не первое свидание под березой на Днепре. Единое экономическое пространство уже сегодня — образование сильное. И приносит очевидные выгоды участникам. Мы, например, после всех экономических перипетий прошлого года впервые подошли к положительному сальдо внешней торговли. Это серьезный стимул для роста экономики. А в нем главное — возможности для большего достатка наших граждан. И далеко не в последнюю очередь это стало следствием паритетных договоренностей с Россией по энергетическим и другим вопросам. Нормальных, партнерских договоренностей. В этом, пожалуй, тоже отчасти есть смысл деликатного союзничества без ущерба суверенности сторон.


Виктор Янукович говорил еще о многом. Приглашал глав государств СНГ на матчи Евро–2012. Премьер–министров Содружества — на саммит в Ялту. Одновременно — на совместный деловой форум бизнесменов. Даже предложил коллегам–президентам посетить саркофаг на Чернобыльской АЭС. Говорит, что объект теперь полностью безопасен. А мне подумалось, что этому нужно убедительное доказательство. Приезд глав государств, наверное, был бы лучшим. Но, к примеру, лидеры стран Евросоюза в Чернобыль явно не спешат. Да и, складывается впечатление, вряд ли помнят о нем. Что ж, бывает... Случается забывчивость. То о трагедии давней, но все еще саднящей... То о нынешнем футболе...


А главы государств ОДКБ тем временем поставили подписи под общей декларацией. В которой среди прочего говорится о неприемлемости давления извне на государства. Любые государства. А союзные — тем паче. Подчеркнуты понятия давления политического и экономического. Но они обобщенные. Понимать их нужно шире. Это и имиджевые удары, и информационные — любые деструктивные маневры. В которых даже футбол становится инструментом...


Хорошо в день саммитов сказал В.Путин: «Мы эффективно функционировать, развиваться в отрыве друг от друга не можем». А еще запомнились слова Александра Лукашенко о том, что диалог, равные партнерские отношения, совместные проекты и программы всегда будут работать на национальные интересы государств и станут залогом успеха в противостоянии любым угрозам.


Что может быть сегодня важнее?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter