На Национальном правовом портале в первые дни нового года был опубликован Закон «О государственно-частном партнерстве»

Вместе весело шагать

Свершилось: взаимодействие государства и бизнеса де-юре узаконено. На Национальном правовом портале в первые дни нового года был опубликован Закон «О государственно-частном партнерстве». Как водится, нужно время, чтобы привести в соответствие множество официальных документов, и тогда Закон заработает де-факто. Случится это примерно через полгода. Но уже сейчас определены суть механизма, порядок выбора партнеров в полезные для общества сферы, обязательства сторон и компетенция различных госорганов. Так что пора инвесторам готовить предложения. Или выбирать из того, что уже есть. 


А вариантов около сотни, примерно половина из них относится к социальной сфере. Собраны они в Национальном инфраструктурном плане на 2016—2030 годы. Для воплощения их в жизнь требуется привлечь примерно 3,5 млрд долларов. Но предпринимателям власти пока предлагают обратить внимание на семь пилотных проектов общей стоимостью более миллиарда долларов. Речь идет о строительстве мусороперерабатывающего завода в Бобруйске, магистральной автодороги в Гомеле с возведением моста через Сож, детсадов в Минской области, реконструкции комплекса зданий городской клинической больницы № 3 в Гродно под областной онкодиспансер, а также о создании в городе над Бугом гостиничного комплекса в границах наружных оборонительных валов Брестской крепости. Внимание бизнеса обращают и на строительство Бешенковичской гидроэлектростанции, и на реконструкцию 75 километров автодороги М-10 от границы с Россией. 

Планируется, что последний проект и станет той самой первой ласточкой. Вот-вот может быть подписано соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Минтрансом о привлечении средств банка на внешних консультантов, рассказал начальник Центра ГЧП Дмитрий Березовский. Консультанты должны помочь провести технико-экономическое обоснование проекта и подготовить конкурсную документацию для отбора инвестора. Если специалисты примутся за дело в январе — феврале, то в начале следующего года может быть объявлен конкурс. В партнеры ждем в первую очередь иностранцев, которые знают, на что подписываются. К слову, австрийцы, китайцы и россияне довольно живо интересуются проектами, обсуждают с госорганами возможность участия — всем желающим идут навстречу, чтобы, когда объявят конкурс, бизнесмены не тратили много времени на изучение предложений и на согласования, которые могут растянуться на год-полтора. Финансовое плечо готов подставить ЕБРР, прокредитовав инвесторов: исходя из практики, проект ГЧП состоит лишь на 15—20 процентов из средств частника. Впрочем, где брать остальную сумму — вопрос бизнеса. 

А как же наши компании? Их зарубежный инвестор может привлечь в качестве, например, подрядчиков и субподрядчиков при создании специальных проектных компаний, поясняет Дмитрий Березовский. А позже эти компании и сами смогут пойти по проторенной дорожке, успевай только готовить конкурсную документацию. Это был бы успех. А он зависит в том числе и от четкой законодательной базы. 

Закон о ГЧП, к слову, учел лучшие мировые практики. Создавался он в сотрудничестве с ведущими международными экспертами ЕЭК ООН, МФК, ЕБРР, российскими экспертами постоянно дорабатывался с учетом их замечаний и пожеланий депутатов. В последний раз в нем появилось семь статей. В частности, корректировки коснулись порядка рассмотрения проектных предложений, реализуемых на принципах ГЧП, проведения конкурса, принятия окончательного решения, определения прав и обязанностей со стороны государства и частного партнера. Дмитрий Березовский  обращает внимание: «Мы начали развивать ГЧП в 2012 году, когда к нам приехала миссия ЕЭК ООН, чтобы провести оценку готовности страны. И вот уже подписан закон — это положительный сигнал для зарубежных партнеров. Даже эксперты удивляются нашей скорости и радуются, что мы привлекаем лучшую международную практику и что наше Правительство поддерживает эту сферу».

Согласно Национальному инфраструктурному плану на 2016—2030 годы, суммарная потребность в инвестициях для появления новых дорог, больниц, школ, объектов энергетики на протяжении следующих 15 лет составляет более 60 млрд долларов. При этом только на ближайшую пятилетку понадобится изыскать около 20 млрд долларов — средства нужны колоссальные. Правда, при сохранении прежних объемов финансирования в строительстве и реконструкции инфраструктуры госбюджет сможет выделить только примерно 30 млрд долларов. А среднегодовой дефицит бюджета на развитие инфраструктуры составит 1,7 млрд долларов. Потому без участия бизнеса в работе на благо общества не обойтись.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter