Юбилейный выпуск программы «Сегодня вечером» к 90–летию композитора Владимира Шаинского получился скомканным и неловким

Вместе весело шагать

Домик у океана — Музыка вместо сумбура — Культпоход в вечность — Клоуны в городе
Домик у океана — Музыка вместо сумбура — Культпоход в вечность — Клоуны в городе

Все помнят, куда ведет вымощенная благими намерениями дорога. Хотели сделать празднично–юбилейный выпуск программы «Сегодня вечером» к 90–летию композитора Владимира Шаинского, а получилось скомканное шоу, оставившее неприятный осадок. Как будто в замочную скважину подглядывал за чужой жизнью. Шаинский живет сейчас с семьей в Америке на берегу океана. Видно, что у Владимира Яковлевича проблемы со здоровьем — сказывается возраст. И только начинал он в кадре рассказывать какую–нибудь байку, как тут же его перебивала супруга Светлана: «Зачем ты это рассказываешь?» Одергивала его за локоть, забирала пирожные, как у маленького ребенка. Создалось довольно тягостное и гнетущее впечатление. В студии присутствующие попытались перевести все в шутку, мол, так и надо с таким свободолюбивым и строптивым Шаинским. Но все равно нельзя было отделаться от мысли, что живет автор «Антошки», «Чунга–Чанги», «Обручального кольца» и еще огромного количества детских и взрослых хитов в какой–то золотой клетке. Как–то ничего путного не вспомнили о нем писатель Эдуард Успенский и поэт Юрий Энтин. «Он подарил мне мою первую шубу!» — засвидетельствовала перед телекамерами композитор Ирина Грибулина. Но все сходились в одном: свои сочинения Шаинский писал почти моментально. Клал перед собой листок со стихотворением и на ходу придумывал мелодию, которую потом почти не менял.

Коллега Шаинского Эдуард Артемьев уехать из России никогда не хотел. Именно энергетикой родной земли, творчеством Скрябина и Стравинского подпитывается мастер, заглянувший в гости к Сати Спиваковой в программу «Нескучная классика». После того как он придумал различные шумы для картины «Солярис» Андрея Тарковского (в звук ручья, например, вплетал человеческие голоса), композитор уверен: «Нет немузыкальных звуков!» Беседу со Спиваковой время от времени сопровождали кадры из известных картин, музыкальные фрагменты. В одном из них появилось знакомое лицо — дирижер Президентского оркестра Беларуси Виктор Бабарикин. И правда, удивляться нечему, ведь в 2014 году композитор проехал по нашей стране с концертной программой «Музыка поколений», посвященной 70–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Исполнял его музыку коллектив Бабарикина. Довелось побывать на финальном шоу во Дворце Республики: как Артемьева принимал зал! Какие овации устраивал после прозвучавших тем из «Рабы любви», «Сибириады» или «Утомленных солнцем».

Для Евгения Стеблова — гостя студии программы «Наблюдатель» — фильм «Раба любви» тоже стал запоминающейся работой. Актер сам придумал, что его герой, звезда немого кино Канин, будет разговаривать фальцетом. Такой голос Стеблов «подсмотрел» в жизни у одного из директоров картин.

Этот эфир «Наблюдателя» можно рекомендовать всем студентам и преподавателям творческих вузов. Вместе со Стебловым в студии присутствовал киновед, художественный руководитель кинофестиваля «Московская премьера» Вячеслав Шмыров. Говорили о том, что из актерской профессии уходит мастерство, человеческий масштаб. На смену искусству перевоплощения пришло ремесленное умение подобрать точный типаж. А когда–то все было по–другому. Актеру есть с чем сравнивать: его первые фильмы «Я шагаю по Москве» и «До свидания, мальчики!» сделали его узнаваемым. Самые теплые слова Евгений Юрьевич адресовал и мастерству Валерия Рубинчика, снявшего свои лучшие картины на киностудии «Беларусьфильм». Стеблов работал с режиссером трижды, сыграв в фильмах «Культпоход в театр», «Комедия о Лисистрате» и «Кино про кино». На первой работе увидел, что его персонаж вопреки замыслу сценариста Валентина Черных из второстепенного превращается в главного. Тут же решительно смонтировал «Культпоход в театр» с акцентом на персонаж Стеблова.

Смотреть на жизнь открытыми глазами призывает и знаменитый клоун народный артист России Вячеслав Полунин. Он стал гостем программы «Главная роль». Повод серьезный — начавшийся в Санкт–Петербурге IV Международный культурный форум, куда снова съедутся известные цирковые артисты со всего мира. Кроме того, в Петербурге после реконструкции откроется Цирк Чинизелли на Фонтанке. Некогда он стал первым каменным цирком в городе. В этом году отмечается 200–летие со дня рождения Чинизелли. Полунин обещает вспомнить итальянца добрым клоунским словом.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 245 (24875). Пятница, 18 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter