Вместе противостоим вызовам ХХI века

Два братских народа уже десять лет строят Союзное государство. Много это или мало? Что сделано за это время? Какое значение наша интеграция имеет для бывших союзных республик? На эти и другие вопросы отвечает депутат Государственной думы, член Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью кандидат психологических наук Франц КЛИНЦЕВИЧ.

— Франц Адамович, накануне знаменательных дат принято подводить итоги, анализировать пройденный путь, делать выводы. Что бы вы хотели сказать об интеграции России и Беларуси накануне Дня единения?
— Если откровенно, то она, на мой взгляд, идет сложно. Конечно, хотелось бы, чтобы наши совместные усилия стали эффективнее. Но сказать о том, что 10 лет пролетели впустую, нельзя: за это время мы убедились в необходимости, а это главное, нашего союза. Создали единые экономическое, информационное пространство, вместе решаем вопросы обороны и безопасности, научились формировать общий бюджет, наши граждане имеют равные права в социальной сфере. Конечно, не все идет так, как хотелось бы: еще не подписан Конституционный акт, не введена единая валюта, нет эмиссионного центра, не до конца приведены к общему знаменателю национальные законодательства. Но чувствуется, что мы на пороге знаковых событий. В самое ближайшее время интеграция перейдет в другую фазу, и мы начнем функционировать как единое государство: появятся союзные парламент и правительство, заработает союзная собственность, станет весомее и наш бюджет. Не случайно Председатель Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России Александр Лукашенко после своей победы на президентских выборах особо подчеркнул, что строительство Союзного государства является стратегической задачей.
— Последние события в Беларуси показали, что у объединения немало противников.
— Для США, ЕС и некоторых наших ближайших соседей даже разговор о Союзном государстве — очень сильный раздражитель. Единые Россия и Беларусь — огромный конгломерат, вызывающий на Западе серьезные опасения, на мой взгляд, совершенно необоснованные. Когда был СССР, действовал Варшавский договор, Запад говорил о некоей “оси зла”, его беспокоило, что Советский Союз окружил себя защитным буфером из стран социалистического лагеря. Наши недруги сделали все, чтобы разрушить Советский Союз и его щит. На повестке дня — уничтожение Российской Федерации. Мы — самая богатая страна в мире. У нас все есть, в то время как Западная Европа не может обеспечить себя ни нефтью, ни газом. Соединенным Штатам их тоже не хватает. Сегодня мы стали свидетелями нового передела мира, жесткой борьбы за сферы влияния, энергоресурсы. Россия для них лакомый кусок.
Сегодня нас окружают независимые государства, не испытывающие, за исключением Грузии, никакой агрессии друг к другу.
К сожалению, многие из них, получив “самостоятельность”, стали искать влиятельных “друзей” и помощников на Западе, надеясь на их помощь и поддержку. При этом каждая, включая Украину, считала, что кормит нас. Только Беларусь четко ориентирована на Россию. Но больше всего Запад и США беспокоит то, что Беларусь проводит самостоятельную политику, под козырек не берет и не выполняет указания ни ЕС, ни НАТО, ни США. Республика сама знает, что и как делать. И, что важно, в случае серьезных агрессивных действий в состоянии предупредить об этом Россию и дать ей возможность сгруппироваться и переориентироваться.
Сегодня наши политики хорошо понимают, что за красивыми словами, адресованными нам, иногда скрываются корыстные интересы, выливающиеся в конкретные действия. Поэтому верить надо поступкам, а не словам. Например, многие зарубежные политики нацелились на нашу Сибирь, говоря о том, что такое количество богатств не может принадлежать одной стране. К этому можно относиться по-разному, но рано или поздно от этих притязаний нам придется отбиваться. Попытка сделать нашу страну ресурсным придатком Запада не удастся. Россию нельзя сделать зависимой, она может быть только хорошим, добрым соседом.
— А что сделано за это время в сфере обороны и безопасности Беларуси и России?
— Вопросы безопасности, обороны и борьбы с преступностью — главные статьи расходов бюджета Союзного государства. Потому что сегодня обеспечение нашей обороноспособности стоит на первом месте. За эти годы мы создали мощную систему защиты, в которой каждый ее участник четко выполняет свои функции. Очень большую нагрузку несут Вооруженные силы Беларуси. На их плечах охрана и поддержание в боевой готовности аэродромной системы, сохранившейся и прекрасно функционирующей там после развала Советского Союза, системы ПВО дальнего и ближнего обнаружения, создание и содержание границы. Полным ходом идет модернизация вооружений и производственных мощностей предприятий оборонного значения, в том числе и российских. Это в два раза повысило качество военной техники, находящейся на вооружении в Российской Федерации. Недавно на границе демонстрировалась техника, сделанная на предприятиях Беларуси, она вызвала большой интерес российских военных. И, что очень важно, возможности белорусских специалистов позволяют нам модернизировать вооружение, авиацию, наземную артиллерию и ракетные войска, не вкладывая огромные деньги.
В прошлом году впервые в рамках Союзного государства мы провели совместные учения не только общевойсковых подразделений, но и стратегических сил. В них были задействованы ракетные войска стратегического назначения, военно-морской флот с ядерной составляющей, стратегическая авиация. Новое поколение российских летчиков ознакомилось с аэродромами Беларуси. Мы проделали колоссальную работу, масштабы которой трудно представить. Сегодня подобные учения возможны только в рамках Союзного государства.
— Какое значение союз Беларуси и России имеет для бывших советских республик?
— Очень большое. Они возлагают на него и Россию, в частности, большие надежды. Уверены, что мы сможем создать условия для экономического роста, развития бизнеса, решения общих для стран СНГ проблем. В то же время предоставляют свои территории базам НАТО, кто-то из них туда уже вступил, кто-то собирается это сделать, не задумываясь о том, как к этому отнесется Россия, права которой будут ущемлены.
Сегодня в России работает огромное количество мигрантов из бывших союзных республик. Они зарабатывают хорошие деньги и отправляют семьям. Это свидетельствует о том, что у них на родине нет ни рабочих мест, ни условий для выживания. Но в хозяйстве бывших советских республик есть и “мины” замедленного действия. Когда развалился Советский Союз, системы жизнеобеспечения — энергетические, коммунальные, жилищный фонд — уже исчерпали свой ресурс и нуждались в обновлении. Недавно мы стали свидетелями того, насколько обветшали здания и сооружения, построенные тридцать-сорок лет назад: они рушились одно за другим. Пятнадцать лет независимости и самостоятельности привели к тому, что уровень жизни в республиках резко снизился. Их промышленность и сельское хозяйство, за редким исключением, дышат на ладан. Подъем народного хозяйства, переоснащение, строительство современного жилья требуют огромных капитальных вложений. России это по силам, а другим республикам? Я не уверен.
И в этих условиях политики Украины, например, пытаются оторвать ее от Беларуси и России, разбалансировали всю свою экономику. А ведь наша экономическая интеграция, и частная и государственная, пока очень сильная, взять бы да использовать ее к общей выгоде. Но Украина рвется на Запад. Непродуманные высказывания киевских политиков привели к тому, что у нашего бизнеса возникли проблемы, он вынужден перестраиваться. Россия начала дублировать некоторые бывшие совместные предприятия, тогда как их можно было бы использовать, выпускать конкурентоспособную продукцию и получать прибыль. В конечном итоге Украина проиграет, поскольку рынок России гораздо мобильнее и сильнее.
Союз России и Беларуси —хороший пример для других стран. Его задача — улучшение благосостояния людей и решение общих экономических, политических, социальных и нравственных проблем, то есть строительство мощного единого государства, способного противостоять вызовам сегодняшнего дня. Со временем, думаю, и остальные бывшие союзные республики захотят к нам присоединиться. Хотя построить новое единое государство сегодня очень сложно. Прошло 15 лет, скоро уйдет поколение, которое создавало и защищало Советский Союз, молодежь его уже не знает. Но ностальгию испытывают все. Главное, между нами сохранились родственные, дружественные, служебные связи. У тех, кто не с нами, альтернативы нет: они никому не нужны, чем бы их сегодня ни соблазняли.
Сегодня они еще уверены, что вступление в НАТО позволит им модернизировать вооружение, но не задумываются о том, что завтра им придется покупать запчасти к нему по баснословным ценам. НАТО этого и добивается: посадить их на экономическую иглу и сделать полностью зависимыми. Других вариантов не будет. Небольшие средства, получаемые за арендованные войсками НАТО базы, не позволяют комплексно решить социальные проблемы, накопившиеся в каждой бывшей советской республике.
До развала Советского Союза я часто бывал в Грузии, у меня там очень много друзей. Это была прекрасная страна с гостеприимным, добрым, умным, талантливым народом. И я с грустью смотрю на то, что с ней стало сегодня: нищета, низкие заработки, перебои с электроэнергией, развал народного хозяйства. Сердце кровью обливается от того, что там происходит, но я прекрасно понимаю, что по-другому нынешнее грузинское правительство, получающее деньги у Сороса, поступать не будет, оно не самостоятельно.
Еще один пример. Прошлым летом я возил семью в Литву, по местам, где когда-то служил, где родились мои дети, и был удивлен тем, что увидел. Там практически все осталось, как было в советские времена. Новых производств нет. Пахотная земля пустует — крестьяне не в состоянии ее обрабатывать, а государство их не поддерживает. Это в Советском Союзе им помогали. В первое время после обретения независимости они заработали хорошие деньги на контрабанде металла, который шел туда со всей России. Когда его поток иссяк, дельцы уехали, а народ-то остался. Белорусы, русские, литовцы, живущие там, находятся в одинаковом положении. Радости от вступления в ЕС не испытывают. Разве что паспорт получили, позволяющий им ездить в Западную Европу. Серьезных перспектив развития я там не увидел. И это сегодня, когда благодаря политической мудрости нашего руководства Россия не предпринимает резких экономических шагов по отношению к бывшим союзным республикам. Хотя я не понимаю, почему мы их кормим, раз они дружат с НАТО против нас.
— А могли бы они охладеть к НАТО и снова повернуться к России?
— Все зависит от руководства бывших республик, его политической воли. Самое печальное, что там многие не понимают, что рано или поздно Россия начнет выстраивать с ними рыночные отношения — как с остальными европейскими странами. Когда эти механизмы будут запущены, выйти из этой ситуации бывшим советским республикам будет очень сложно. И, поверьте, ни США, ни ЕС не будут их содержать, как это делает Россия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter