Делегат VI Всебелорусского народного собрания Николай Мочанский: у Беларуси свой путь, ценности, опыт — все, что нельзя перечеркнуть

Влюбленный в небо и родную землю

Биография легенды белорусской авиации полковника в отставке Николая Мочанского могла бы стать сценарием захватывающего фильма — о целеустремленности, небывалой преданности своему делу, героизме и верности Родине. Поэтому доверие земляков, которые делегировали Николая Петровича на Всебелорусское народное собрание, для него особенно ценно.


Мочанский провел в полете 7500 часов, совершил 365 прыжков с парашютом. В копилке его многочисленных наград орден «За личное мужество»: 6 мая 2018 года, рискуя жизнью, летчик посадил пылающий вертолет на безопасном расстоянии от жилых объектов, хотя по инструкции мог покинуть кабину, воспользовавшись парашютом.

Небом Николай Мочанский стал грезить с седьмого класса, когда приехавший на побывку в родную деревню Белинок Дрогичинского района старший брат привез ему в подарок из Черняховска, где служил, фуражку боевого летчика. И сказал, что это самая лучшая профессия в мире. С тех пор деревенский мальчишка из многодетной крестьянской семьи упорно шел к этой мечте, и путь этот не был простым.

Препятствием для поступления в Ейское высшее авиа­ционное училище летчиков стали требования по росту — не хватало двух сантиметров. Тогда юноша подал документы в Калининградское военное авиационно-техническое училище и с отличием его окончил. Куда бы судьба ни забрасывала Николая Мочанского, профессионализм и лидерские качества сопутствовали продвижению по службе. Оттачивая мастерство в обслуживании воздушных кораблей, Мочанский заочно окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище и успешно сдал экстерном экзамены в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, открыв тем самым для себя небо.
«То, что будущее страны решается на Всебелорусском народном собрании, лишь подчеркивает социальный вектор государства, которое слышит голос всех слоев общества, выбирая путь своего развития».
— К своей цели шел 13 лет, 6 месяцев и 7 дней, — говорит Николай Петрович. — Десять лет назад еще окончил Всероссийскую школу испытателей.

Во времена Советского Союза Николаю Петровичу приходилось служить в разных странах, в том числе Венгрии, Германии, но после увольнения в запас, несмотря на множество заманчивых предложений, он вернулся в Беларусь.

Большой отрезок жизни легендарного пилота связан с Минским аэроклубом ­­ДОСААФ, который он возглавил в 1997 году, придав новый импульс развитию авиационного спорта. Среди достижений — создание уникального Музея авиационной техники. В 2010-м Президент вручил Николаю Мочанскому орден Почета за многолетнюю добросовестную плодотворную работу, профессиональное мастерство и личный вклад в развитие авиационных видов спорта.

Рассуждая о будущем страны, Николай Петрович не сомневается, что у Беларуси хорошие перспективы, поскольку за годы независимости был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития:
— Мы первые после развала Союза стали на ноги, преодолев серьезный кризис в экономике. И все это стало возможным благодаря Президенту и сформированной им вертикали власти.
Я был во многих странах, есть с чем сравнивать. Например, Венесуэла — страна с колоссальными природными ресурсами и потенциалом, но экономика в упадке, люди нищенствуют, социальной справедливости нет, потому что нет сильной власти, способной навести порядок.


С европейскими государствами, с которыми некоторые так любят проводить параллели, тоже не все так однозначно, говорит Мочанский. У Беларуси свой путь, ценности, опыт — все, что нельзя перечеркнуть, что должно лечь в основу конструктивных перемен на благо всех, а не отдельных групп.

В числе предложений, заслуживающих всенародного обсуждения, Николай Мочанский обращает внимание на проведение эффективной молодежной политики — ведь именно на плечи этой части общества ложится ответственность за будущее страны:

— Сегодня почти все старшеклассники погрязли с головой в гаджетах. Может быть, потому что нет альтернативы? Таковой могло бы стать создание во всех городах и райцентрах молодежных центров, объединяющих представителей нового поколения в самых разных инициативах: спорте, творчестве, науке. Сама идея неновая, ее просто нужно модернизировать с учетом современных реалий.

У директора Центрального аэроклуба ­­ДОСААФ много планов и по развитию спортивно-учебного учреждения, которым руководит без малого четверть века. Сейчас идет процесс создания нового музея, в котором будет и собственная библиотека авиационных книг. Аналогов ему нет ни в Беларуси, ни у наших зарубежных соседей. Открыть новый музей планируют в 2023 году.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter