Интерес абитуриентов к педагогическим специальностям вырос, как показали результаты вступительной кампании этого года

Влюбиться в профессию сельского учителя. И остаться

ИНТЕРЕС абитуриентов к педагогическим специальностям вырос, как показали результаты вступительной кампании этого года. В Министерстве образования рады этот факт отметить. Ведь несколько предыдущих лет подряд абитуриентов, которые шли в вузы, чтобы стать учителем, было меньше. А на некоторые факультеты и вовсе недобор.

Вспоминается ситуация 2014 года, когда в Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка (ведущем профильном вузе) 69 мест остались вакантными. Причем 50 человек недобрали на физический и математический факультеты, 17 — на факультет начального образования, 2 — на биологию и географию. Годом ранее ситуация была еще более критичной. Только на физический факультет план приема на первый курс составлял 85 мест, а документов подало всего 29 абитуриентов. На математику, к примеру, поступило 52 заявления при 115 бюджетных местах.

Благо вовремя спохватились: ведь никому из нас, согласитесь, не все равно, кто будет учить наших детей. И, чтобы поднять престиж профессии учителя, одной лишь профориентации недостаточно. Поэтому Минобразования предложило, а затем и внедрило в практику, как мне кажется, действенный механизм.

Первый его компонент — педагогические классы. Их смысл в том, чтобы сконцентрировать мотивированных на поступление на педагогические специальности детей. Они занимаются по обычной программе, но есть в учебном плане особенности. К примеру, постоянные поездки в вузы, где преподают педагогические специальности или занятия на специальных семинарах, где можно изучить азы учительских технологий.

Во-вторых, на интерес абитуриентов к учительской специальности повлияло и то, что были определены особые условия приема на педспециальности. Победители международных олимпиад, выпускники школ с золотой или серебряной медалью, выпускники ссузов с красным дипломом могли поступать не сдавая вступительные вообще. Нужна была только рекомендация педсовета той школы или колледжа, которые окончил абитуриент. Эффективно: в этом году только в Минский педуниверситет изъявили желание поступить 148 медалистов. И все зачислены.

Но с легкостью поступить в университет — одно дело. Главное, чтобы будущий наставник понимал, что выбирает для себя дело всей жизни. Некомильфо ведь идти на бюджет в вуз ради корочки, чтобы, отработав по распределению положенный срок, слинять из педагогики. Такие истории часты. Но сказать хочется именно о тех, кто из молодежи остается верен своей профессии.

К примеру, Екатерина Ермакович, молодая учительница из Марковской средней школы Молодечненского района. Катя без школы свою жизнь не мыслит. В отличие от некоторых своих университетских одногруппников: в профессии остались лишь шестеро из двадцати одного. Сама педагог родом из деревни, поэтому, когда на распределении направили на село, не раздумывала.

Не тушевался, прежде чем выбрать себе первое рабочее место, и учитель химии из Новоселковской средней школы Петриковского района Максим Васильев. Хотя и был вариант вообще уйти в науку, чтобы заниматься темой промышленного использования полипропиленов. Решающей была первая практика в школе: «Я тогда влюбился в профессию, хотя сам от себя этого и не ожидал. Мне понравилось показывать детям, что химия — наука будущего. Когда шел на распределение, знал, что выберу только школу, и очень обрадовался, когда предложили работать в родном районе».

Такие ребята, как Катя и Максим, на вес золота: они чувствуют ответственность за наше общее будущее, за судьбу новых поколений. И в этом, как мне кажется, остродефицитная профессия агрария созвучна с профессией учителя. Потому что первый растит хлеб, а второй — умы.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter