Вложить и приумножить

Президент раскритиковал работу правительства по привлечению в экономику Беларуси иностранных инвестиций

Падение в прошлом году поступлений прямых иностранных инвестиций можно объяснять разными причинами. Первая, лежащая на поверхности — кризис. Спад инвестиционной активности характерен для всего мира. Но адекватно ли этому спаду уменьшение потока зарубежного капитала в нашу экономику на 38 процентов? «Причина этого в том числе и в безответственности, нежелании и неумении некоторых должностных лиц эффективно работать», — высказал свое твердое убеждение Президент в начале вчерашнего совещания с руководителями Правительства, Нацбанка и Комитета государственного контроля. В обсуждении инвестиционной проблематики также приняли участие заместитель Главы Администрации Президента Леонид Анфимов и и.о. председателя Мингорисполкома Николай Ладутько.


Жесткие выводы Александр Лукашенко сделал на основе докладов о ситуации из различных, не зависящих друг от друга источников и личных наблюдений. Очевидный знак проблем — растущий поток обращений иностранных инвесторов непосредственно к Президенту. Выходит, что у бизнесменов не получается решать важные для них деловые вопросы на более низком уровне. А это уже сигнал о качестве работы чиновников. При этом Александр Лукашенко откровенно дал понять, что для изучения того или иного проекта ему далеко не всегда нужны доклады. Хватает возможностей и для прямого контакта с представителями бизнеса. И то, о чем они рассказывают, порой существенно отличается от официальных отчетов.


Модель взаимоотношений с инвесторами Президент определил четко: если бизнесмен идет к нам и предлагает собственные деньги как инвестиции, для него должна быть открыта зеленая улица. Его нужно ознакомить с существующими правилами: какие налоги будет платить, какими льготами сможет воспользоваться. И дальше не мешать. Когда потенциального инвестора будут «встречать с удовольствием, а не заглядывать в карман или ставить дополнительные условия», тогда он будет работать.


И большинство из них действительно работает. Такая логика доклада Премьер–министра Сергея Сидорского. Глава Правительства достаточно подробно доложил о том, как реализуются 105 проектов, которые находятся на контроле непосредственно у Президента. Здесь планы самые разнообразные: реконструкция и создание новых предприятий, вынос производств за черту Минска, строительство отелей, спортивных и культурных центров, торговых предприятий и много другое. Работа по основной массе замыслов идет согласно утвержденному графику. Но есть и проекты, с которыми инвесторы не спешат разворачиваться. В силу разных причин. Кто–то переоценил свои финансовые возможности, кто–то захотел новых, больших преференций. Мотивируя это кризисными проблемами. Ситуацию нужно изучать. Хотя взявший слово после Премьер–министра Председатель КГК Зенон Ломать первые выводы сделал. По его мнению, Правительство недостаточно глубоко оценивает реальные финансовые возможности инвесторов на стадии подготовки проектов. Отсюда и срывы сроков их реализации.


По ходу совещания на поверхность всплыла и еще одна системная проблема — это отсутствие обобщенного видения возможностей освоения инвестиций. Прозвучал такой пример: из белорусского посольства в Пекине поступила информация о готовности китайской стороны инвестировать в белорусскую экономику до 15 млрд. долларов под конкретные проекты. И тут оказалось, что оперативно предоставить соответствующие предложения — проблема. Скребли, как говорится, по сусекам. И в итоге ответом на солидную инициативу стал перечень из 170 проектов, которые, видимо, механически собрали по отраслям. Получилась пестрая мозаика: от реконструкции свинокомплексов до ремонта дорог. Нет нужды гадать дважды, как может отнестись к такому списку серьезный финансист.


Поэтому Президент и заострил внимание собравшихся на ключевых направлениях для привлечения иностранных инвестиций. Прежде всего это те отрасли, которые формируют экономический фундамент суверенитета и независимости страны: энергетика, нефтепереработка, нефтехимия, ряд импортозамещающих и экспортно ориентированных производств. Второе важнейшее направление — создание предприятий, ориентированных на собственную сырьевую базу. В качестве примера Александр Лукашенко привел деревообработку. Уже не первый год идут разговоры о необходимости оптимального освоения своих лесных угодий. Но заметного движения здесь нет. Потенциал этого ценнейшего ресурса в полной мере до сих пор не используется.


Еще один важный аспект работы с инвестором — внятность предложения. Опять же пример из жизни — птицефабрика имени Крупской. Огромная, экономически привлекательная территория. Что говорят потенциальному инвестору, заинтересовавшемуся местом? Вынести фабрику в другое место, а потом осваивать освободившиеся площади. Но подход должен быть иным, обращает внимание Президент. Производство нужно переносить собственными силами, а освободившуюся территорию поделить на участки, подвести к ним дороги, коммуникации и продавать с аукциона. Это не новая практика. Она опробована не единожды в разных странах и доказала свою экономическую целесообразность.


Подводя итог совещанию, Президент поручил своей Администрации и Комитету госконтроля систематизировать всю информацию о реализуемых в стране инвестиционных проектах. Даже в детальный доклад Премьер–министра вошли не все из них, заметил Президент, вспомнив о программе развития Полесья. Четкое видение ситуации, контроль и ответственность кураторов — это те дополнительные механизмы, которые заставят на полную мощность заработать законодательные стимулы инвестиционной деятельности. А их за последнее время принято немало.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter