Властелины кольца. Третьего

Рубрика "Стоп-кадр"
В последнее время в столичном микрорайоне Восток — на столбах, остановках транспорта, в общественных местах — появились протестные листовки. Смысл таков: власти намерены проложить через Севастопольский сквер автомагистраль. При этом будут вырублены деревья, под асфальт пойдут обширные лужайки, жители микрорайона лишатся любимого места отдыха. Дескать, возвысим свои голоса против произвола чиновников. Общественность микрорайона уже имеет победный прецедент в противостоянии с местной властью.

Здесь же, в Севастопольском сквере, некая фирма пару лет назад затеяла строительство комплекса элитных домов. В прессе давалась реклама, уже были вырыты котлованы, люди уже вносили деньги... Но под давлением жителей микрорайона строительство было запрещено, фирма–инвестор свернула работы и даже восстановила ландшафт. Стремясь, очевидно, предупредить подобное развитие событий, ведущие градостроители и архитекторы Минска на днях собрали журналистов и предъявили общественности свои аргументы.

Вкратце они таковы. Самая болезненная сфера в развитии столицы — проблема транспорта. Если генплан 1982 года прогнозировал, что сегодня в Минске будет не более 180 — 200 тысяч машин, то в действительности их около 650 тыс. только зарегистрированных. На троих горожан — одна машина! Добавим приезжие и транзитные. Выходит, что городские магистрали принимают примерно вчетверо больше машин, чем прогнозировалось.

Ошибка понятна и простительна. В 80–х предполагалось, что мы будем ездить только на советских «Волгах», «Жигулях», «Москвичах»... А ныне на белоруса «работает» весь мировой автопром. Не за горами время, когда количество машин сравняется с числом жителей, соотношение будет 1:1. Что тогда?..

К тому времени в Минске появится третье транспортное кольцо, которое проляжет между двумя существующими: кольцевой дорогой и внутренним, опоясывающим центр. Вся площадь столицы состоит фактически из трех видов территорий: жилая застройка, промышленная и ландшафтно–рекреационная. Так вот, третье кольцо почти на всем протяжении пройдет исключительно через свободные от застройки зеленые зоны. В диаметрально противоположном районе Минска, например, — через Лошицкий парк. Это, увы, неизбежно. Градостроители посвятили встречу Севастопольскому скверу как самой показательной и болевой социальной точке.

Тем более что участок дороги через сквер был зарезервирован, оказывается, еще 30 лет назад. Нынче имеется в виду магистраль класса «А», то есть шестиполосная. Как, скажем, пересекающая главный проспект столицы возле новой Национальной библиотеки улица Филимонова. Она фактически и есть часть будущего кольца. Предстоит лишь продолжить ее через улицу Кедышко, через Севастопольский сквер и Логойский тракт к Долгиновскому тракту и далее.

Свои аргументы предъявили Ярослав Линевич, директор института «Минскградо», Виктор Никитин, заместитель начальника комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, Сергей Козловский, начальник управления градостроительства. Они подчеркивали, во–первых, что прокладка дороги вовсе не означает уничтожение зеленого массива, напротив. Предполагается всяческое благоустройство сквера и фактически превращение его в парк. Во–вторых, что прохождение магистрали именно здесь — вариант не единственный и не окончательный. Имеется, например, такой: поворот с улицы Филимонова на Кедышко, потом на Калиновского и далее — к тому же Долгиновскому тракту. Но этот вариант в несколько раз дороже. Опять же, «искривление» кольца противоречит самой концепции скоростной магистрали, так как снижает ее пропускную способность.

Наконец, проект первой очереди кольца предполагает лишь отрезок от Логойского тракта до Долгиновского. Это экстренный участок — дублер внутреннего кольца, которое на улицах Сурганова и Орловской уже сейчас «задыхается». Но даже этот участок фактически не проектируется, а лишь «обсчитывается». До Севастопольского сквера в любом случае очередь дойдет (если дойдет) через несколько лет.

Но вернемся к противостоянию общественности и урбанистов, градостроителей. Подобное возникает не только у нас. Десятки тысяч итальянцев из области Тревизо, например, взбунтовались против скоростной железной дороги Лион — Турин... Строго говоря, всякая реконструкция в нашей столице, затрагивающая интересы многих горожан, предполагает учитывать их мнение. Вопрос, как? Скажем, жители микрорайона Восток — против кольца, а обитатели Серебрянки, Степянки и Юго–Запада — за... Чье мнение перевесит? Механизм не отработан. Потому–то и приходится замораживать и даже запрещать уже начатое строительство.

Архитекторы заверили, что сейчас такой механизм разрабатывается. Что в любом случае (когда и если дойдет до проектирования участка) экологическая экспертиза будет строжайшей и открытой, что ни о каком волюнтаризме не может быть речи. Впрочем, каждый легко догадается, что прокладка дороги через Севастопольский сквер — пусть не сегодня, пусть через несколько лет — дело, скорее, решенное, чем дискуссионное. Продолжатся ли протесты?

Рискую многих прогневить, но я бы их не поддержал. Хотя в прошлом по другим поводам выпустил в адрес строителей немало стрел. В данном случае я на их стороне. Чтобы не сочли мнение «заказным»: мои окна выходят как раз на будущую магистраль. Мой дом стоит к ней ближе других. Мои дети гуляют в Севастопольском сквере. Я меньше многих других хотел бы видеть здесь тысячи машин!

Но логика урбанизма сильнее моей личной, частной логики! Я помню время, когда проспект Победителей, тогда еще Парковую магистраль, разделяла каштановая аллея, на которой люди собирали шампиньоны прямо возле гостиницы «Юбилейной»... Кто сейчас об этом сожалеет? Пристрастно, ревниво сравнивая Минск с прочими столицами, я восторгаюсь даже не столько его логичным, разумным развитием, сколько нашими градостроителями, которые это развитие угадывают и... направляют. На них можно положиться!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter