Власть должна служить народу

Эта определяющая установка сохранена в новом Законе Беларуси «Об обращениях граждан и юридических лиц».

— Вадим Дмитриевич, какие новые нормы появятся в законе?

— Основными в законе являются появление нового вида обращений — электронных, а также регламентация порядка и сроков их рассмотрения. Определенные нововведения касаются и проведения личного приема. В частности, предусматривается возможность применения технических средств  (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки).

Законом также устанавливаются унифицированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Они должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца. Новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения.

— Какие моменты в работе с обращениями граждан до сих пор не были учтены?

— Закон упрощает существующий порядок рассмотрения обращений. В частности, предусмотрено, что его действие не распространяется на переписку госорганов при выполнении ими функций, возложенных нормативными правовыми актами. Кроме того, устанавливаются конкретные формы подачи каждого вида обращения. Законом также четко оговорено, на какие обращения ответы не направляются. Так, госорган или организация имеют право не направлять ответ при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо на обращения с благодарностью. Письменные ответы также могут не направляться заявителям, если для решения их вопросов совершены определенные действия — выполнены работы, оказаны услуги — в присутствии заявителей.

Также установлено, что письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, в течение пяти дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.

— В соответствии с законом чиновники в обязательном порядке должны будут рассматривать электронные обращения граждан. Каким образом будет работать механизм электронного обращения?

— Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо нее в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.

Направляться в государственные органы и иные госорганизации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в сети Интернет. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений.

При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и так далее, действие закона распространяться не будет.

Закон также предусматривает, что ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако в ряде случаев на такие обращения будут направляться письменные ответы. Это, к примеру, ситуации, когда заявитель сам настаивает на письменном ответе или же решение о направлении письменного ответа принято руководителем госоргана.

— Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, имеет ли он право обратиться с тем же вопросом лично, и несет ли в соответствии с законом чиновник ответственность за недобросовестное отношение к вопросу гражданина?

— Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием. При этом чиновник, рассматривавший обращение, несет ответственность за недобросовестное отношение к решению вопроса гражданина. Причем эта ответственность достаточно жесткая. В частности, за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц должностное лицо может быть подвергнуто штрафу в размере от четырех до двадцати базовых величин. К виновным лицам могут быть применены и меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности.

— Закон предусматривает возможность проведения во время приема граждан аудио- и видеозаписи. С какой целью введена эта норма и не нарушает ли она права граждан?

— Для защиты прав и законных интересов граждан. Кроме того, такая возможность позволяет исключить случаи уклонения от ответственности должностных лиц, допускающих грубость, хамское отношение к заявителям, иные нарушения законодательства. При этом использование соответствующих технических средств допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием. Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора.

Варвара МАРТИНОВИЧ, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter