В понедельник на 102-м году жизни скончался народный артист СССР, старейший действующий актер планеты

Владимир Зельдин: К своему возрасту я всегда относился с иронией...

В понедельник на 102-м году жизни скончался народный артист СССР, старейший действующий актер планеты. В феврале этого года Владимир Михайлович дал «СВ» одно из последних своих интервью. Публикуем его фрагменты.

«НУЖНО КРЕПЧЕ ДЕРЖАТЬСЯ ДРУГ ЗА ДРУГА»

– Владимир Михайлович, недавно вы отпраздновали свое 101-летие. Невероятная дата!



– Всегда относился к своему возрасту с иронией. Самое главное, что я выхожу на сцену, что у меня идут спектакли. С выступлениями в прошлом году побывал в Италии, Франции, Нидерландах…

– Вы пережили несколько эпох, какая была самой яркой?

– Когда кончилась война. Была такая эйфория: люди обнимались, целовались. Я видел, как улыбалась Москва. Улыбалась всему миру. Потому что мы победили, и отнять эту победу никто был не в силах.

В театре нам выдали пайки – сыр, сырокопченую колбаску, сахар, масло. Дома мы выкладывали это богатство на стол и долго смотрели на подарки, прежде чем начать чаепитие. Это время навсегда осталось в памяти, в моем сердце. Когда наступают непростые времена, нужно крепче держаться друг за друга. Такой прекрасной страны, как наша, нет больше на свете. Уж вы мне поверьте.

«НЕ ХОТЕЛ ИГРАТЬ ПАСТУХА МУСАИБА»

– Вы прославились после фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Как вас – человека с совершенно некавказской внешностью – выбрали на роль дагестанца Мусаиба?

– В конце 1930-х в Театре транспорта играл грузина в комедии «Заграница». Зрители реагировали бурным смехом. А Иван Пырьев искал партнера очаровательной Мариночке Ладыниной. Помощники ездили по всему Союзу, один пришел на наш спектакль. И предложил мне прочесть сценарий. Я удивился: зачем, когда есть замечательные актеры театров Руставели и Марджанишвили. Красавцы, никакого грима не надо. Но сценарий прочел, роль понравилась.

И вдруг мне звонят: «Иван Александрович хочет с вами поговорить». Это было событием! Пырьев встретил меня шикарно. Спрашивает: «Что играешь в театре?» А у меня сплошь роли героев-любовников. Ну сам я был ничего – симпатичный, не облысевший.

Когда пробы всех претендентов были готовы, Пырьев собрал в просмотровом зале костюмерш, гримерш, реквизиторов. Объявил: «Сейчас будете выбирать героя!» И все женщины проголосовали за мою кандидатуру. Так я стал Мусаибом.

– В театре одна из ваших последних работ – Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи». Вам не кажется, что этот персонаж становится все актуальнее?

– Этот мюзикл ставили к моему 90-летнему юбилею.  На таких чудаках, как Дон Кихот, держится земля. Столько беспредела вокруг! Мы напоминаем людям о том, что без человечности и милосердия не прожить. Человек не должен угнетать себе подобных.

ДОСЬЕ «СВ»

Владимир Зельдин родился 10 февраля 1915 года в Козлове (ныне Мичуринске) в семье музыканта и учительницы. Мечтал о балете, но, окончив театральные мастерские при Театре МГСПС, стал актером. С 1945 года служил в Центральном театре Российской армии. Сыграл на этой сцене более полусотни ролей. Ролью на все времена стала роль Альдемаро в «Учителе танцев» Лопе де Веги.

Снялся в 60 фильмах, среди которых «Свинарка и пастух», «Карнавальная ночь», «Тайна черных дроздов», «Десять негритят». Из последних – сериал «Сваты».

Награжден множеством премий, званий и орденов, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Скончался 31 октября 2016 года после продолжительной болезни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter