Владимир АНДРЕЙЧЕНКО: “Настрой депутатов нового парламента — конкретные дела в интересах страны”

Недавно открылась первая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва. О приоритетах нового парламентского четырехлетия в эксклюзивном интервью “Народной газете” рассказал Председатель Палаты представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

— Прежде всего, Владимир Павлович, примите искренние поздравления от коллектива редакции и читателей “Народной газеты” с избранием вас на столь высокий государственный пост.
— Спасибо.
— За вашими плечами многие годы управленческой работы в Витебской области, в том числе четырнадцать лет — в должности председателя Витебского облисполкома. После такой кипучей повседневности непросто, наверное, привыкать к несколько иному трудовому ритму в Палате представителей?
— Пока что иного ритма я не ощутил. Забот хватает под завязку. После избрания руководства палаты сформирован состав постоянных комиссий. Их будет 14, как и в третьем созыве. Образован Совет Палаты представителей. Отлаживаем комплекс других организационных вопросов, которые необходимо оперативно решить для того, чтобы работа палаты шла как хорошие часы. Никогда не считал напряженность будней синонимом суматохи и аврала. Это максимально ответственное отношение к делу, которым занимаешься, предельная организованность и самодисциплина.
— А коллеги-депутаты ваше мнение разделяют?
— Думаю, что да. В противном случае каждому из 110 новоизбранных депутатов вряд ли удалось бы в первом же туре парламентских выборов получить поддержку большинства избирателей. Люди оказали доверие именно тем претендентам на депутатский мандат, которые достойно проявили себя в первую очередь как профессионалы в той или иной сфере, знают насущные заботы людей и имеют большой авторитет. Говорю об этом вполне объективно, так как, работая в облисполкоме, избирался в Совет Республики Национального собрания трех созывов, часто ездил по Беларуси, бывал в разных регионах и знаю ситуацию на местах.
— Вы считаете, что новому депутатскому составу под силу повысить коэффициент полезного действия Палаты представителей?
— КПД зависит от ряда факторов. Решающим является общий уровень квалификации депутатов. Он, на мой взгляд, достаточно высок. Депутаты в большинстве своем имеют большой опыт практической работы в реальном секторе экономики, в исполнительных и распорядительных органах государственной власти, в науке, образовании, здравоохранении, культуре, общественных структурах. Одиннадцать человек с учеными степенями и званиями. Тридцать депутатов работали в предыдущем составе Палаты представителей. Многие прошли депутатскую школу областных, районных, городских и сельских Советов. Согласитесь, это очень серьезный потенциал. Сможем направить его в единое русло и использовать в полной мере — значит, сделаем новые шаги не только в развитии национального законодательства, но и на других участках нашей парламентской работы. Я не сомневаюсь, что она будет плодотворной.
— Какая из задач, стоящих перед Палатой представителей четвертого созыва, наиважнейшая?
— Задачи парламента определены Президентом в выступлении на заключительном совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания третьего созыва. Мы будем последовательно решать их, ориентируясь на ключевые тезисы ежегодных посланий главы государства к белорусскому народу и парламенту.
На все время наших депутатских полномочий ставим на первый план задачу повышения качества законов и законодательной деятельности в целом. Законы должны идти от жизни, отражать реалии жизни и служить улучшению жизни — этот принцип является для нас краеугольным. Основываясь на нем, как представляется, нам удастся последовательно выстраивать системное, сбалансированное и стабильное законодательство, на чем мы и сосредоточимся, завершив организационное оформление палаты.
— Для создания законов нового поколения придется, наверное, пересматривать сложившиеся подходы к законотворческому процессу?
— В революционных мерах, я уверен, необходимости нет. Нашими предшественниками выработан эффективный механизм рассмотрения и принятия законопроектов, вносимых в Палату представителей, а также согласования нормативных актов в случае расхождений по тем или иным вопросам с Советом Республики. Разрушать то хорошее, что уже проверено временем, мы не будем. А вот совершенствовать процедурный инструментарий законотворчества, полагаю, следует. В первую очередь это касается дальнейшей отработки системы взаимодействия с Советом Министров, Администрацией Президента, Советом Республики, министерствами, ведомствами и местными органами государственной власти, особенно в части экспертизы законодательных инициатив, прогнозирования последствий их реализации.
— В чем вы видите основные приоритеты на нынешнем этапе развития законодательства?
— Дальнейшее укрепление белорусской государственности, либерализация и стимулирование инновационного развития экономики, совершенствование налоговой системы, снятие бюрократических преград, мешающих позитивным экономическим, финансовым процессам, сдерживающих деловую инициативу и предприимчивость, диверсификация демократических инструментов сотрудничества общественности и органов управления. Особенно важным мне представляется также комплекс социальных вопросов, оказывающих во многом определяющее влияние на решение задачи повышения качества жизни в стране. Это здравоохранение, образование, доступность жилья для граждан, молодых семей, повышение зарплат, пенсий, пособий.
— Какие темы составят законотворческий график этой сессии?
— Депутаты завершат доработку ко второму чтению ряда законопроектов, которые приняты в первом чтении Палатой представителей третьего созыва, а также рассмотрят новые законодательные инициативы. В числе тем, которые будут обсуждаться, — экономика, национальная безопасность, военное строительство, природопользование, здравоохранение. Мы рассмотрим, в частности, поправки в правовые акты, регламентирующие разные аспекты государственного и мобилизационного материальных резервов, дорожного движения, компетенции вооруженных сил, обращения лекарственных средств. Депутатам предстоит высказать свой вердикт по законопроекту об охране атмосферного воздуха и по другим вопросам.
— Ожидается ли в ближайшей, обозримой перспективе принятие так называемых резонансных законопроектов, особенно ожидаемых в той или иной сфере?
— Если говорить о проектах законов широкого общественного звучания, которые, как правило, и вызывают наибольший резонанс, то они в программе нашей законотворческой работы есть, как и проекты нормативных правовых актов более узкой направленности, но не менее важных для того или иного сектора общественных отношений. В соответствии с планом подготовки законопроектов на 2008 год ряд таких документов готовится к внесению в Палату представителей. Среди них — проекты законов “Об основах государственной молодежной политики в Республике Беларусь”, “О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь”, “О соотечественниках, проживающих за рубежом”, “О статусе военнослужащих”, “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, “О ветеринарном деле”. С учетом правоприменительной практики будут усовершенствованы действующие законы “О хозяйственных обществах”, “О декларировании физическими лицами доходов, имущества и денежных средств”, “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь”.
— В своем программном выступлении на открытии сессии вы, Владимир Павлович, подчеркнули, что Палате представителей предстоит двигаться вперед на международном векторе развития белорусского парламентаризма. Чем, на ваш взгляд, это движение должно быть обеспечено?
— Адекватным нормативно-правовым регулированием. Запас прочности нашими предшественниками создан, но его необходимо наращивать с учетом стремительно меняющихся реалий на мировой арене и новых вызовов, угрожающих международной безопасности и стабильности. Это первое. Второе — уже имеющиеся обширные межпарламентские связи Национального собрания надо использовать для укрепления двустороннего и многостороннего международного взаимодействия, одновременно налаживая новые контакты. И третье. Очень важно, выстраивая парламентскую дипломатию, последовательно и прагматично продвигать национальные интересы Беларуси, прежде всего экономические и политические. На этих направлениях мы и сосредоточим международный вектор нашей парламентской работы. Будем укреплять партнерство с российскими коллегами и стран СНГ, развивать равноправный, конструктивный диалог и взаимовыгодное сотрудничество со всеми, кто готов к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству с нами.
— Как бы вы сформулировали в нескольких словах главный способ достижения успеха в решении задач, стоящих перед Палатой представителей четвертого созыва?
— Активные созидательные действия, согласие, консолидация усилий. Это, я убежден, принесет ожидаемый депутатами и обществом результат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter