Владимир АДАШКЕВИЧ: «Приоритеты расставляет время». Преодоление последствий чернобыльской катастрофы изначально стало важнейшим направлением союзной деятельности Беларуси и России.

Чернобыль научил нас оперировать в буквальном смысле вечными категориями: при всем желании его особенно въедливые радиоактивные следы не удастся стереть с лица земли и за несколько столетий. Увы, это объективная реальность. Очевидно и то, что решать такого рода проблемы необходимо всем миром вне зависимости от размера ущерба, причиненного той или иной стране. Беларусь и Россия, начав строить свой союз, никогда не забывали о горьком чернобыльском наследии. О результатах совместной деятельности не понаслышке знает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АДАШКЕВИЧ.

Чтобы вместе отвести беду

– Владимир Степанович, на капитанском мостике этой комиссии вы давно не новичок – союзная история вершится на ваших глазах и при вашем непосредственном участии. Спектр вопросов, которые курирует комиссия, довольно широк, но сегодня остановимся на сугубо чернобыльских направлениях, поскольку они сами по себе многосторонни и носят не декларативный, а практический характер.

– Действительно, с самых первых шагов союзного строительства делалось все, чтобы совместными усилиями минимизировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Это наша общая боль. Пострадали население, территории. Это целый комплекс взаимосвязанных проблем, касающихся охраны здоровья, социальной сферы, экономики. Безусловно, в каждой из наших стран они последовательно решаются на национальном уровне. Объединив усилия, финансовые возможности, опыт и научно-технический потенциал, многие из этих проблем можно решать гораздо эффективнее. Поэтому еще в начале 1990-х было заключено межправительственное соглашение о совместных действиях по минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы. И уже при реализации положений Договора о Союзе Беларуси и России в программе первоочередных действий значилось создание унифицированной правовой базы для проведения мероприятий по медицинской, радиационной и социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года предусматривается осуществление совместной политики в области предупреждения и ликвидации последствий природных и технологических катастроф, в том числе последствий аварии на ЧАЭС, а также формирование общего информационного пространства.

В едином регистре

– Насколько оправдал себя программно-целевой метод совместного решения чернобыльских проблем?

– Метод программирования помог систематизировать работу и избежать дублирования по многим направлениям, ведь выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с реализацией национальных государственных программ в обеих странах. На данный момент выполнены уже три союзные чернобыльские программы, идет подготовка четвертой. Источник финансирования мероприятий – бюджет Союзного государства. Распределение средств между российской и белорусской сторонами осуществляется в равных долях.

– О каких суммах, если не секрет, идет речь?

– Расходование средств из союзного бюджета никогда не сопровождалось грифом «секретно». На финансирование первой союзной чернобыльской программы, рассчитанной на 1998–2000 годы (ее продлили и на 2001 год), было выделено 344,8 миллиона российских рублей – около 17 миллионов долларов. Материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы двух стран были объединены для решения наиболее актуальных на тот момент проблем. Прежде всего это строительство и оснащение специализированных учреждений здравоохранения. Около 90 процентов всего объема финансовых средств пошло на создание материально-технической базы единой системы специализированной помощи гражданам Беларуси и России. Был выполнен значительный объем работ, заложены основы для сближения нормативных, правовых и методических подходов в сфере защиты населения и реабилитации территорий.
В 1998 году был создан Единый чернобыльский регистр России и Беларуси. Объединение медико-дозиметрической информации, накопленной в национальных радиационно-эпидемиологических регистрах, обеспечивает получение оценок риска развития радиационно-индуцированной патологии и выявление контингента граждан, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, а в случае обнаружения заболевания оказывается высокотехнологичная медицинская помощь.

Ориентир – конкретные результаты

– Обосновывать необходимость следующей союзной чернобыльской программы долго не пришлось?

– Лучшими аргументами стали конкретные результаты. Более того, на финансирование второй союзной чернобыльской программы, рассчитанной на 2002–2005 годы, было выделено 980 миллионов российских рублей – около 32 миллионов долларов. Здесь уже ставилась цель сформировать единую политику двух государств по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Это подразумевало создание основ единой нормативной правовой базы, внедрение унифицированных стандартов и наиболее эффективных технологий, реализацию экономически оправданных мероприятий. Продолжилось развитие единой системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. И опять-таки, большой объем средств был направлен на создание материально-технической базы здравоохранения.

– Термин «материально-техническая база» звучит общо и казенно. Какие конкретно объекты за ним скрываются?

– В Беларуси, к примеру, с привлечением средств союзного бюджета были введены в строй два важнейших объекта: Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле и Гродненский завод медицинских препаратов в городе Скиделе, который ориентирован на обеспечение медикаментами населения районов Беларуси и России, пострадавших от Чернобыля. На основе субстанций высокоочищенных аминокислот на этом заводе организовано производство готовых лекарственных форм мощностью 200 миллионов таблеток и 50 миллионов капсул в год. Причем освоен выпуск разных препаратов.
Открытие Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, созданного на базе Гомельского специализированного радиологического диспансера, позволило существенно приблизить медицинскую помощь к наиболее пострадавшему от чернобыльской катастрофы региону Беларуси – Гомельской области. В состав центра вошли специализированный радиологический диспансер, стационар на 450 мест, научные подразделения. Он является уникальным комплексом по оказанию квалифицированной помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Третья не лишняя

– Не заставила себя ждать и третья союзная чернобыльская программа, стартовавшая в 2006 году и завершившаяся в 2010-м. Чем была примечательна она?

– Раз уж мы начинали разговор о предыдущих программах с финансового обеспечения, не премину подчеркнуть, что на реализацию третьей программы было направлено значительно больше средств: 1,2 миллиарда российских рублей – около 43 миллионов долларов.
Все мероприятия, предусмотренные программой, выполнены полностью. Работы велись по трем направлениям: совместная деятельность по созданию элементов системы мер адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам; формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда; реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
На базе национальных медицинских центров и учреждений реализовано 27 проектов, направленных на разработку и продвижение высоких медицинских технологий и передового опыта по оказанию специализированной медицинской помощи. В частности, внедрена технология удаленного телемедицинского консультирования, позволяющая получать консультации у ведущих специалистов и существенно ускоряющая процесс передачи необходимых диагностических материалов. Для реализации медицинских проектов приобретено высокотехнологическое оборудование.
Здоровье людей – вопрос, обладающий наибольшей социальной значимостью. Поэтому в рамках Союзного государства реализуется всеобъемлющий комплекс мероприятий по сохранению здоровья пострадавшего населения. Среди них не последнее место занимает развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения. С 2002 года из бюджета Союзного государства выделяются финансовые средства на организацию лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Кстати, в 2011 году в союзном бюджете на эти цели предусмотрено 21,6 миллиона российских рублей.

Во главе угла – безопасность

– В принципе и другие союзные чернобыльские мероприятия в той или иной степени касаются нашего здоровья, ведь оно напрямую зависит от состояния окружающей среды, радиационной безопасности, продуктов питания, которые мы потребляем...

– Приведу еще один конкретный пример. В 2007–2008 годах в рамках Программы совместной деятельности по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС создана система радиационного мониторинга содержания стронция-90 в костях крупного рогатого скота с целью усиления контроля экспортной продукции, производимой перерабатывающими предприятиями Беларуси. Разработаны Ветеринарно-санитарные правила проведения контроля содержания цезия-137 и стронция-90 в экспортируемых пищевых продуктах и сельскохозяйственном сырье, подконтрольных государственному санитарному надзору. 24 мясокомбината, направляющие свою продукцию на экспорт, и ветеринарные лаборатории оснащены необходимым измерительным оборудованием, проведено обучение специалистов. Ряд лабораторий молокоперерабатывающих предприятий Гомельской области оснащены оборудованием для организации системы мониторинга содержания стронция-90 в молоке и молочных продуктах, поставляемых на экспорт в Россию.
Кроме того, в рамках союзных программ в дополнение к национальным госпрограммам осуществляются закупки дозиметрического, радиометрического и спектрометрического оборудования.

Новые задачи

– С течением времени на передний план выходят новые задачи. Среди них – создание условий для восстановления и развития пострадавших территорий с использованием современных научных разработок. Как я понял, это направление стало одним из приоритетных в третьей союзной чернобыльской программе.

– В общей сложности реализовано 19 пилотных проектов адресной реабилитации сельскохозяйственных земель и населенных пунктов в 12 из 21 наиболее пострадавших районов. Эти проекты были направлены на внедрение современных технологий производства и переработки сырья, решение задач повышения рентабельности производства и конкурентоспособности предприятий, создание дополнительных рабочих мест.
К примеру, в деревне Бережное Столинского района Брестской области в фермерском хозяйстве был создан районированный продуктивный сад, уже сейчас позволяющий поставлять плодово-ягодную продукцию в местные учреждения образования и сырье для производства соков. Ожидается, что этот сад будет давать ежегодно 700–1000 тонн товарной продукции низкой себестоимости. Создано несколько десятков постоянных и сезонных рабочих мест для жителей окрестных населенных пунктов.
На базе сельхозпредприятия, расположенного в Славгородском районе Могилевской области на загрязненной радионуклидами территории, налажено производство нормативно чистой и конкурентоспособной товарной конины. А в городе Хойники внедрены новые технологические процессы производства молочной продукции, соответствующей требованиям радиологической безопасности с использованием местной сырьевой базы. И это лишь несколько конкретных примеров.

Знать и уметь

– На каком уровне сегодня находятся радиоэкологическое образование, подготовка специалистов, информирование населения и общественности?

– Важным звеном в развитии информационной работы по чернобыльской тематике стало создание Российско-Белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС (РБИЦ). Напомню, в 2003 году на базе Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук в Москве начало функционировать Российское отделение РБИЦ, а в сентябре 2007-го – Белорусское отделение в Минске.
В третьей союзной программе впервые появился обширный раздел «Реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы», в рамках которого осуществлялась отработка новых подходов к ведению информационной работы. Созданы местные информационные точки и центры чернобыльской направленности в пострадавших районах, апробированы на практике тематические информационные, просветительские, обучающие акции и мероприятия. Особенно хотелось бы отметить создание комплексного электронного информационного ресурса, в котором объединена разноплановая информация, представляющая интерес для широкого круга пользователей.
Информация по чернобыльской тематике сконцентрирована в двух совместных разработках российских и белорусских специалистов: в Едином информационном банке данных по основным аспектам последствий чернобыльской катастрофы в России и Беларуси и в Атласе современных и прогнозных аспектов последствий аварии на ЧАЭС на пострадавших территориях России и Беларуси – фундаментальном комплексном научно-справочном издании.

Продолжение следует

– Владимир Степанович, на что в дальнейшем планируется нацелить совместные усилия по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС?

– На заседании нашей комиссии, которое прошло 23 марта в Подмосковье, были не только подведены итоги выполнения третьей программы, но и принято решение, что депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России рассмотрят предложения МЧС двух стран о проекте концепции Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2011–2015 годы. Есть все основания полагать, что объем средств из союзного бюджета на ее реализацию будет увеличен и превысит 2 миллиарда российских рублей.
Обозначить новые направления в работе помогла и проходившая недавно в Гомеле и Брянске научно-практическая конференция «25 лет после чернобыльской катастрофы. Преодоление ее последствий в рамках Союзного государства». Активное участие в этой конференции приняли депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в том числе члены нашей комиссии.
Несомненно, будет продолжено наполнение и расширение Единого чернобыльского регистра Беларуси и России. Его создание очень важно в научно-практическом плане, поскольку обеспечивает более точную оценку медицинских последствий катастрофы на ЧАЭС для населения двух государств и более высокую научную достоверность прогнозных оценок. И, несомненно, имеет большую социальную и экономическую значимость для всего мирового сообщества.

Объем финансирования Союзных программ

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter